Приоритеты бюджета: социалка, транспортная и энергетическая инфраструктура, сельское хозяйство и развитие регионов

На заседании правительства глава кабмина Дмитрий Медведев признал, что в условиях санкций пришлось «корректировать и так достаточно напряжённый бюджет, закладывая дополнительные средства на поддержку отечественных компаний, предприятий, особенно в тех отраслях, которые подверглись наиболее сильным ограничениям».

Как следует из материалов к заседанию правительства по бюджету, проект подготовлен на основе двух сценариев развития – базового и умеренно-оптимистичный.

Базовый вариант предполагает сохранение инерционных трендов, сложившихся в последний период, консервативную инвестиционную политику частных компаний, ограниченные расходы на развитие инфраструктурного сектора при стагнации государственного спроса. Ежегодный прирост ВВП в  2015–2017 годах прогнозируется на уровне 1,2–3%.

Умеренно-оптимистичный вариант предполагает более активную политику, направленную на снижение негативных последствий, связанных с ростом геополитической напряжённости, и характеризует развитие экономики в условиях повышения доверия частного бизнеса, предусматривает проведение более мягкой бюджетной политики за счёт модификации действующего бюджетного правила и полного использования ресурсов Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование новых проектов и докапитализацию банковской системы, а также существенное наращивание объёмов экспорта промышленной продукции высокой степени обработки.

По словам Дмитрия Медведева, прогноз учитывает ряд неблагоприятных факторов, связанных с изменением внешнеэкономической ситуации, в том числе резкое ограничение доступа к финансовым ресурсам и поставок, ограничений, высокотехнологичного оборудования.

Кроме того, сказал он, учтены внутренние условия, которые включают замедление темпов экономического роста, сокращение инвестиционного и потребительского спроса, ускорение инфляции и сохраняющийся отток капитала.

Основные характеристики проекта федерального бюджета на 2015 год

- прогнозируемый общий объём доходов федерального бюджета в сумме 15 052,4 млрд рублей;

- общий объём расходов федерального бюджета в сумме 15 483,2 млрд рублей;

- нормативная величина Резервного фонда в сумме 5 423,9 млрд рублей;

- верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2016 года в сумме 7 423,7 млрд рублей;

- верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2016 года в сумме 64,0 млрд долларов США, или 49,2 млрд евро;

- дефицит федерального бюджета в сумме 430,8 млрд рублей.

Основные характеристики проекта федерального бюджета на 2016 год и на 2017 год:

- прогнозируемый общий объём доходов федерального бюджета на 2016 год в сумме 15 725,6 млрд рублей и на 2017 год в сумме 16 438,9 млрд рублей;

- общий объём расходов федерального бюджета на 2016 год в сумме 16 203,3 млрд рублей и на 2017 год в сумме 16 983,4 млрд рублей;

- нормативная величина Резервного фонда на 2016 год в сумме 5 822,7 млрд рублей и на 2017 год в сумме 6 303,6 млрд рублей;

- верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года в сумме 7 939,8 млрд рублей и на 1 января 2018 года в сумме 8 789,8 млрд рублей;

- верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года в сумме 71,5 млрд долларов США, или 55,0 млрд евро, и на 1 января 2018 года в сумме 77,0 млрд долларов США, или 59,2 млрд евро;

- дефицит федерального бюджета на 2016 год в сумме 477,7 млрд рублей и на 2017 год в сумме 544,4 млрд рублей.

«Макроэкономическая стабильность – это достаточно хрупкая вещь»

«Главная проблема, с которой мы сегодня сталкиваемся, - это высокая степень неопределенности в отношении того, насколько будет быстро восстанавливаться доверие, интерес бизнеса к инвестированию, как будет расти потребительский рынок, какие шаги будут предпринимать наши партнеры», - сказал премьер-министр.

По оценкам Минэкономразвития, ВВП в этом году вырастет на 0,5%. Начиная со следующего года, в соответствии с базовым сценарием, ожидается ускорение его роста - до 1,2%, в 2016 году - на уровне до 2,3%, а в 2017 - на уровне 3%.

Главная задача при формировании бюджета была в том, чтобы сбалансировать его основные параметры, сохранив при этом макроэкономическую стабильность и выполнив все социальные обязательства, сказал Медведев. «Мы к макроэкономической стабильности за последние годы привыкли и, в общем-то, перестали ее замечать и ценить, а на самом деле это достаточно хрупкая вещь, и нам необходимо постоянно иметь это в виду», - подчеркнул он.

Основная статья расходов - социальная поддержка граждан

На соцподдержку и оказание социально значимых услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры направляется 57% средств федерального и регионального бюджетов. На выплату пенсий, различных пособий, субсидий и компенсаций только в федеральном бюджете на три года предусмотрено более 2,5 трлн рублей.

К 2017 году расходы по направлениям  "культура", "здравоохранение" и "социальная политика" превысят уровень 2014 года. Будет продолжено и повышение зарплат бюджетникам: педагогическим, медицинским, социальным работникам, научным сотрудникам. Предусмотрено продолжение оказания поддержки региональным бюджетам, которые несут основную финансовую нагрузку по исполнению майских указов президента.

О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов

Доходы бюджета фонда от поступления страховых взносов на ОМС, налогов, уплачиваемых по специальным налоговым режимам, недоимок, пеней и штрафов, а также средств федерального бюджета предусмотрены в сумме: на 2015 год – 1 632,3 млрд рублей (бюджет 2014 года – 1 240,1 млрд рублей), на 2016 год – 1 706,5 млрд рублей, на 2017 год – 1 804,1 млрд рублей.

Расходы фонда за счёт средств ОМС в 2015 году составят 1 706,4 млрд рублей (в 2014 году – 1 240,1 млрд рублей), в 2016 году – 1 706,5 млрд рублей, в 2017 году – 1 804,1 млрд рублей, в том числе субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования в 2015 году – 1 452 млрд рублей (в 2014 году – 1 174,3 млрд рублей), в 2016 году – 1 531,8 млрд рублей, в 2017 году – 1 667,6 млрд рублей.

 О бюджете Пенсионного фонда РФ (ПФР) на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов

Доходы на 2015 год прогнозируются в сумме 6 909,5 млрд рублей (9% к объёму ВВП), из них 6 841,5 млрд рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, на 2016 год – 8 335,15 млрд рублей и  7 832,01 млрд рублей, на 2017 год – 9 062,82 млрд рублей и 8 481,83 млрд рублей.

Расходы на 2015 год предусматриваются в сумме 7 121,25 млрд рублей (9,3% к объёму ВВП), из них 7 100,5 млрд рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, на 2016 год – 8 652,81 млрд рублей и 7 832,01 млрд рублей, на 2017 год – 8 890,45 млрд рублей и 8 481,83 млрд рублей.

 О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов

Параметрами проекта бюджета фонда на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, разработанными на основе показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2017 года, предусматриваются доходы в 2015 году в размере 538,7 млрд рублей, в 2016 году – 625,0 млрд рублей и в 2017 году – 680,2 млрд рублей, расходы – соответственно 597,2 млрд рублей, 625,7 млрд рублей и 664,7 млрд рублей.

Бюджетное правило сохранится

На ближайшие годы сохранится бюджетное правило. Оно позволяет контролировать увеличение бюджетных расходов, а также обеспечивает нашей бюджетной системе необходимый запас прочности при возможных колебаниях цен на нефть.

По словам Медведева, объем резервного фонда в следующем году должен составить около 3,5 трлн рублей, в 2016 и 2017 годах вырасти до 3,6 и 3,7 трлн рублей соответственно.

Оптимизация расходов

Расходная часть бюджета выстроена в соответствии с приоритетами работы правительства в рамках госпрограмм, проведена серьезная оптимизация расходов, заявил премьер.

Финансирование программ, которые имеют принципиальное значение для экономического роста нашей страны, для обеспечения граждан, мы стараемся сохранить на прежнем уровне, сказал он.

Среди таких приоритетов - строительство транспортной, энергетической инфраструктуры, региональное развитие и развитие сельского хозяйства.

В результате сокращения расходов планируется удерживать объем государственного долга на уровне менее 15% ВВП.

Присоединиться к обсуждению
Актуальное видео
Вячеслав Никонов о политике политических элит стран СНГ в области русского языка

Уроки русского языка вновь включены в школьную программу

Программа РБК-ТВ "Ирина Прохорова. Система ценностей"
Итоги дискуссий
Цитаты

Задача государства не в том, чтобы затруднить доступ на наш рынок труда иностранцам, а в том, чтобы все они были надлежащим образом легализованы.

Борис Титов, бизнес-омбудсмен

Информационное общество и медиа
Политика