Чем чревато для России введение виз со странами Средней Азии

Восприятие мигрантов как “magna bestia” отдельными представителями российского политического бомонда обретает причудливые формы. Лидеры оппозиционных и правящих партий соревнуются в идеях по борьбе с количественным представительством мигрантов в российском обществе.

Негативный настрой по отношению к пришлому населению распространяется на граждан государств, которые в последние годы в наибольшем количестве поставляют трудовую силу на территорию России, то есть выходцев из государств Средней Азии. Следует сказать, что западные страны уже прошли путь запрета «этнической» миграции, который, как показывает практика, не привел их к желаемым успехам.

Законодательными актами конца 19 века в США открывается история запрета «этнической» миграции в страну. Актом 1862 года был наложен запрет на иммиграцию из стран Азии, преимущественно Китая. В 1882 году появился Акт о высылке китайцев Chinese Exclusion Act, приведший к контролю за миграцией из Китая и ограничению натурализации китайцев, длительное время живущих в стране. В Акте 1895 года появилось понятие «нежелательного» мигранта — «undesirable», под которое подпадали лунатики и лица, не способные заботиться сами о себе, а также те, кому требовалось финансовая помощь для их путешествия. С принятием Акта о внутренней безопасности — Internal Security Act — 1950 года в число лиц «нежелательных» для США попали коммунисты.

Середина 20 века ознаменовалась борьбой пограничных служб США с выходцами из Мексики, пополнявших ряды нелегальных мигрантов. Президент США Дуайт Эйзенхауер (Dwight Eisenhower), пытаясь защитить южные границы штатов Калифорния, Аризона, Техас и избавиться от 3 млн нелегальных мигрантов в США, преимущественно резидентов Мексики, провел операцию силами пограничных служб по отлову и депортации данных лиц с территории США. Число пострадавших и погибших мигрантов исчислялось тысячами.

До начала операции президента Эйзенхауэра сенатор от штата Арканзас Уильям Фулбрайт (William Fulbright) обратился с письмом в Сенат штата с просьбой создать специальную комиссию по расследованию фактов получения дорогостоящих подарков со стороны представителей полиции и пограничных служб, приводящих к разгулу нелегальной миграции на территории США.

Влиятельные политики  — сенаторы Линдон Джонсон (Lyndon B. Johnson) из Техаса и Пэт МакКарран (Pat McCarran) из Невады — поддержали коллегу из Арканзаса, выступив за открытые границы. Они высказывались категорически против усиления пограничного режима и предостерегали от обратного эффекта подобных инициатив. Но их голоса остались без внимания. Согласно статистике, сегодня на территории США более 12 млн нелегальных мигрантов, преимущественно выходцев из Мексики, и наличие визового режима между США и Мексикой, а равно пограничного контроля, не меняет ситуации.

Российским сторонникам установления «этнического» контроля за миграцией путем введения виз для резидентов из государств Средней Азии стоит проанализировать исторический пример США и оценить интересы Российской Федерации в регионах Средней Азии.

1) Политические интересы РФ  

Таможенный союз, выстраиваемый по образу и подобию Европейского Союза, предполагает наличие свободного рынка товаров, работ и услуг, включая свободный оборот рабочей силы. Созданный в 2010 году Таможенный союз между Казахстаном, Россией и Белоруссией предполагает торгово-экономическую интеграцию стран-участниц в рамках единой таможенной территории, на которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Вопрос о том, каким образом, при декларировании на самом высоком государственном уровне важности указанной политической задачи, возможно введение визового режима со странами Средней Азии, остается без ответа.

2) Экономические интересы РФ

В современной России, по расчетам экспертов, до 15% теневого рынка труда находится в руках мигрантов. Для сравнения, американский рынок труда на 5,4% захвачен нелегальными мигрантами и находится в зоне теневой экономики. Секторами теневого рынка труда в США и РФ являются строительство, сельское хозяйство, рынок услуг — ведение домашнего хозяйства, ресторанный и отельный бизнесы.

Запуская механизм визового режима с государствами Средней Азии, необходимо продумать стратегию замещения трудовых ресурсов для данных видов деятельности, сделать «теневой» рынок прозрачным, ввести компенсаторные механизмы защиты прав работников, а равно усилить внутреннюю мобильность населения.

Всем сторонникам введения виз для граждан государств Средней Азии необходимо бросить взгляд на географическую карту мира, тогда им станет понятно, что единственная граница, которая есть у России с государствами Средней Азии, проходит по территории Казахстана. На протяжении последних лет граница Казахстан – Россия не была надлежащим образом оборудована спецсредствами для пограничной защиты, а это значит, что понадобятся серьезные финансовые затраты, не предусмотренные бюджетом страны.

3) Геополитические интересы РФ

Эксперты-специалисты, работающие в государствах Средней Азии, говорят о том, что введение визовых режимов с государствами региона с учетом приближающихся выборов в Таджикистане в конце 2013 года, в Узбекистане и Киргизии в 2015 году, нарушит относительную стабильность в Средней Азии и отвернет эти государства от России.

 

 

Присоединиться к обсуждению
Актуальное видео
Вячеслав Никонов о политике политических элит стран СНГ в области русского языка

Уроки русского языка вновь включены в школьную программу

Программа РБК-ТВ "Ирина Прохорова. Система ценностей"
Итоги дискуссий
Цитаты

Задача государства не в том, чтобы затруднить доступ на наш рынок труда иностранцам, а в том, чтобы все они были надлежащим образом легализованы.

Борис Титов, бизнес-омбудсмен

Информационное общество и медиа
Политика