Заметки инвест-фенолога. В чем цель улучшения делового климата?

Экономист и публицист Николай Вардуль

Экономист и публицист Николай Вардуль

Инвестиционный климат, задачи его улучшения и повышения инвестиционной привлекательности России – увы, вечная тема. Его обещали улучшить, да так и не справились, и Борис Ельцин, и Владимир Путин, и их многочисленные премьеры.

Кстати, если зицпредседатель Фунт сидел при двух императорах и тем более при  последовавших властях, то это тоже об инвестиционном климате. Он и во времена исторического материализма, и даже до него предпринимателей не жаловал, без скидок на специфику занятости упомянутого Фунта.
От нерешенности задача улучшения инвестиционного климата только набирает актуальность. Настолько, что ей было посвящено совещание у премьера Дмитрия Медведева, состоявшееся 23 сентября, и, в значительной мере, статья Медведева, опубликованная в «Ведомостях» 27 сентября. Так что же изменит к лучшему российский инвестиционный климат?

Тройка, семерка, туз

Совещание у Дмитрия Медведева проходило в стиле хай-тек. Этот стиль не каждому по плечу, поэтому у непосвященного наблюдателя разговор, состоявшийся у премьера, мог вызывать самые разные ассоциации, вплоть до того, что собравшиеся обсуждали не столько проблемы, которые тормозят развитие предпринимательства в России, сколько запрещенные вне специально выделенных зон азартные карточные игры.
Судите сами. На заседании министр экономического развития Алексей Улюкаев и гендиректор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин отчитались о выполнении «дорожных карт». Оказалось, что из 173 мероприятий, по которым наступили сроки исполнения, выполнено 84 предложения, 40 реализуется, а 52 не исполнено. Если, кстати, все сложить, то возникает таинственное лишнее мероприятие.
Для справки: всего на девять утвержденных "дорожных карт" приходится 620 мер. Конечной целью их реализации является повышение позиции России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й по итогам 2011 года до 20-й в 2018 году.
Вам еще не захотелось услышать, какие в конце концов козыри?

Главное, впрочем, очевидно: работа кипит. Над чем, правда, ясности меньше, уж больно колоды с картами здорово помешаны. Что любопытно, к конечной цели, оказывается, тоже есть вопросы. 25 июня 2013 года автор индекса Doing Business – Всемирный банк (ВБ) сделал любопытное признание. Независимая комиссия экспертов, которую ВБ попросил исследовать адекватность ежегодного рейтинга Doing Business (привлекательности для ведения бизнеса), на который и ориентируется, раскладывая пасьянс дорожных карт, российское правительство, призвала отказаться от его составления. Как говорится на сайте, посвященном работе комиссии, эксперты пришли к выводу, что улучшение рейтинга стран часто зависело от незначительных изменений, а ряд оценок субъективны.
Эксперты предупреждают: если правительства думают прежде всего о том, как улучшить положение их стран в рейтинге, то это имеет лишь косвенное отношение к улучшению условий для ведения бизнеса. Как отмечает Bloomberg, руководитель экспертной группы Тревор Мануэль (Trevor Manuel) призвал Всемирный банк разработать более адекватную методологию и начать публикацию исследования под новым названием.
Но бюрократия – везде бюрократия. Во  Всемирном банке экспертов выслушали и заявили, что продолжат выпускать Doing Business.

Все это заставляет вспомнить афоризм Марка Твена: "Когда цель скрылась из наших глаз, мы удвоили усилия". 

Судом и только судом

Сказанное вовсе не принижает важность улучшения отечественного инвестиционного климата. "Дорожные карты" пользу приносят, хотя делать из них фетиш не стоит. Как рассказал на заседании у премьера Алексей Улюкаев, вдвое (до полугода) сократились сроки доступа к электросетям, если запрашиваемая мощность не превышает 150 кВт; "в ближайшее время" заработает электронный кабинет для регистрации недвижимости. В рамках "карты" по поддержке экспорта идет реформа торгпредств, экспортеры могут теперь рассчитывать на льготные кредиты по ставке до 6,5%. По оценке министра, на три четверти исполнена карта по таможне (отмена паспортов сделок, внедрение системы электронных платежей). Но предприниматели не согласны: по данным ФСТ, время оформления грузов на границе сократилось до 40 минут, а предприниматели жалуются на очереди, иногда тянущиеся до суток.
Карты картами, но не надо забывать, что инвестиции привлекает не столько их исполнение, сколько состояние экономики, а она в России на грани остановки. Замминистра экономического развития Андрей Клепач по итогам августа сделал тревожное открытие: по очищенным от сезонных колебаний данным, в августе российский ВВП показал "нулевой рост".
Тут самые время и место отметить, что на самом деле улучшение инвестиционного климата должно иметь целью не повышение позиций в каком угодно рейтинге, особенно в том, объективность которого оспаривают сочинившие его эксперты, а обеспечение условий для роста экономики за счет большей свободы предпринимательства.

Какая же мера в первую очередь будет способствовать большей свободе предпринимательства? Или, если отложить на время колоды дорожных карт и вспомнить непопулярного сегодня экс-классика Ленина, где то звено, потянув за которое, можно вытянуть всю цепь?

Именно такой подход к улучшению инвестиционного климата можно обнаружить в статье Дмитрия Медведева, опубликованной в "Ведомостях". Там есть пассаж: «Пока уровень инвестиций в российской экономике невысок. И не столько из-за конкретных "арифметических" расчетов потенциальной отдачи от капиталовложений. У инвесторов сохраняются иррациональные страхи работы в непонятной и иногда непредсказуемой России. А также вполне объяснимое недоверие к публичным институтам. Что самое печальное — в том числе и к судебной системе, к правоохранительным органам». И дальше: «Одна из причин такого положения дел кроется в том, что многие чиновники, судьи, сотрудники полиции (хотя, конечно, далеко не все) до сих пор считают, что государственная собственность (а значит, и государственные компании) обладает особыми правами на защиту. Несравненно большими, чем частные лица. А последние преследуют исключительно личные интересы, а потому подозрительны и должны находиться под жестким контролем».

Уверен, то самое звено в цепи названо — это превращение российского суда в реальную независимую власть, которая руководствуется исключительно действующими законами. И защищает права собственности, как государственной, так и в не меньшей мере частной. Только в этом качестве суд может завоевать отсутствующее сегодня доверие к себе и со стороны предпринимателей, и общества в целом.

А без этого российская экономика, как справедливо пишет в своей статье Медведев, развивается "почти исключительно за счет реализации крупных инвестиционных проектов с участием государства и контролируемых им компаний, повышения доходов работников бюджетной сферы, расширения масштабов субсидирования сельского хозяйства и ряда других отраслей на фоне высоких цен на нефть". Этот двигатель имеет ограниченный ресурс, что отмечает и премьер: "Но этот источник развития ограничен из-за его зависимости от сохранения благоприятной нефтяной конъюнктуры". От себя добавлю, такой двигатель имеет и всеми признаваемый коррупционный выхлоп.

 Без справедливого суда нет свободы предпринимательства. Без свободы препринимательства нет экономического роста. Без роста нет инвестиционной привлекательности. Такой вот климат.

Присоединиться к обсуждению
Актуальное видео
Вячеслав Никонов о политике политических элит стран СНГ в области русского языка

Уроки русского языка вновь включены в школьную программу

Программа РБК-ТВ "Ирина Прохорова. Система ценностей"
Итоги дискуссий
Цитаты

Задача государства не в том, чтобы затруднить доступ на наш рынок труда иностранцам, а в том, чтобы все они были надлежащим образом легализованы.

Борис Титов, бизнес-омбудсмен

Информационное общество и медиа
Политика