Политический кризис на Украине. Что делать?

Основными причинами политического кризиса на Украине являются противоречия общественно-политического устройства страны, которые не удалось разрешить путем «оранжевой революции» 2004 года, говорится в докладе «Политический кризис на Украине», подготовленном в феврале этого года факультетом политологии МГУ. Далее в документе сказано:

Следует выделить следующие причины: (а) квазиолигархическая политическая система, тесно связанная с деградацией экономической модели страны, сформировавшейся после распада СССР; (б) неопределенность политического курса страны, приводящая к росту недоверия населения к власти, а также к всплескам протестов. Данные противоречия, не разрешенные в «мирной революции», спустя несколько лет привели к новому раунду «революции» с силовым противостоянием. Нивелировать внутренние противоречия и выйти на путь подлинного развития Украина сможет только при помощи внешних сил.

В текущий момент не следует исключать ни одного из рассматриваемых сценариев дальнейшего развития ситуации на Украине: (1) подписание соглашения об ассоциации с ЕС, (2) стагнация (консервация противоречий), (3) распад и (4) присоединение к процессам евразийской интеграции. Реализация данных сценариев будет зависеть, главным образом, не от внутренних движущих сил Украины, но от влияния внешних сил – Запада и России. Будущее сближение Украины с Россией обусловливается фундаментальными факторами, но оно может быть сорвано и отложено на долгие годы, если Россия оставит внутренние общественно-политические процессы Украины на откуп ЕС и США.

Запад и, прежде всего, США в настоящий момент в качестве одного из наиболее вероятных рассматривают следующий план действий по украинскому вопросу:

(а) раскол страны и даже возможность федерализации пока не рассматриваются, основная ставка сделана на втягивание в орбиту ЕС и НАТО Украины в ее текущих границах;

(б) сделать Россию более сговорчивой предполагается путем давления на нее через международные институты, в частности, ВТО и ООН;

(в) Запад пока не готов взять финансовую ответственность за Украину и хотел бы путем различных манипуляций заставить Россию платить за постепенное вхождение Украины в «европейскую семью».

Поэтому, в ближайшее время ЕС и США могут предпринять шаги по вовлечению России в переговорный процесс по украинскому вопросу.

Сценарий евроинтеграции Украины предполагает победу оппозиции и ориентацию будущего правительства Украины на сближение с ЕС. Подписание соглашения об ассоциации с ЕС повлечет нарушение связей с интеграционными процессами на евразийском пространстве, поэтому экономические связи с Россией будут стагнировать. Россия откажется от субсидирования Украины с помощью льготных цен на природный газ, после чего Украина и ее европейские партнеры обвинят Россию в использовании «энергетического оружия». Переход на европейские стандарты и нормы для промышленности и сельского хозяйства приведет к усугублению экономического кризиса на Украине. Новые украинские власти попытаются использовать свой статус транзитера российского газа в Европу и будут либо производить несанкционированный отбор газа, либо попытаются повысить тариф на транспортировку газа по своей газотранспортной системе. Этот риск будет сохраняться до ввода в строй дополнительных ниток газопровода «Северный поток» и строительства «Южного потока». В долгосрочной перспективе, в качестве условия углубления евроинтеграции, Украине предложат более тесное сотрудничество с НАТО, что позволит западным странам размещать военные базы на украинской территории. Подобное развитие событий в конечном итоге приведет к тому, что от России потребуют вывода Черноморского флота из Севастополя.

Сценарий стагнации Украины или консервации политического кризиса. Противоборствующие силы на Украине утратили инициативу, что позволяет действующим властям сохранять некое подобие status quo. <> При условии отсутствия решительного перевеса во влиянии на Украину Запада или России кризисная ситуация неустойчивого равновесия может сохраняться в течение нескольких лет.

В результате социально-экономические и политические проблемы только усугубятся, и новой вспышки острого конфликта можно будет ожидать в любой момент.

Сценарий раскола Украины пока остается скорее гипотетическим. Тем не менее, он имеет ряд серьезных предпосылок, в том числе исторического, культурного и экономического плана, и в средне- и долгосрочной перспективе будет оставаться одной из возможностей развития противоречий, накопившихся в данной стране. В одном из сравнительно «мягких» вариантов развития событий возможна достаточно мирная схема разделения Украины на северо-западную (более националистически и проевропейски настроенную, с доминированием сельскохозяйственной экономики) и юго-восточную (промышленную и более пророссийскую) части. В более «жестком» варианте - нельзя исключать вооруженного конфликта, поводами для которого могут стать силовой сценарий развития событий в Киеве или массовая вооруженная мобилизация националистов в западных областях и создание в ответ отрядов самообороны на востоке страны.

Мирный раскол может повлечь за собой положительные следствия для России – за счет возможности сохранения в орбите российского влияния (в качестве субъектов РФ или дружественного независимого государства) восточные и южные украинские территории, обеспечения сохранности военного периметра, базы Черноморского флота и т.д.

В то же время раскол Украины несет серьезные риски для России. Присоединение восточных и южных областей Украины будет негативно воспринято ЕС и США, информационная кампания против «российских имперских амбиций» в мировых СМИ многократно превысит масштабы аналогичных кампаний августа 2008 г. Отдельную угрозу составят возможные экономические санкции со стороны Европы, США и мировых финансовых институтов против России. Вне зависимости от результатов информационной кампании и санкций против России, западная часть Украины 1) станет дополнительны звеном в ряду транзитеров при транспортировке российских энергоресурсов в Европу; 2) с высокой вероятностью станет плацдармом для военных баз НАТО.

Сценарий присоединения Украины к процессам евразийской интеграции станет вероятным, если власти Украины начнут руководствоваться прагматичной экономической логикой, а Россия будет не только оказывать экономическую поддержку, но и влиять на украинский общественно-политический процесс напрямую, проводя активную «народную дипломатию». Со стороны ЕС и США последует острая реакция: они развяжут информационную войну, спровоцируют очередной раунд политических протестов на Украине, постараются через экспертные сообщества убедить всех в гибельности для России и Украины сценария сближения, активизируют российскую либеральную фронду. Западные области Украины поддержат протест и объявят о своем нежелании участвовать в евразийской интеграции, внутри евразийского объединения возникнет очаг дестабилизации.

Также стоит ожидать, что Запад найдет предлог для оказания давления с помощью санкций с целью изоляции пророссийской части правящего класса Украины. Однако если Россия даст четкие политические гарантии украинскому руководству, то ЕС и США, скорее всего, откажутся от введения серьезных санкций, так как подобные действия только подтолкнут Украину в объятия Таможенного союза. Затем России потребуется вложить огромные материальные ресурсы в оздоровление и модернизацию экономики Украины, что отвлечет средства от освоения Дальнего Востока. Однако если Россия заранее подготовит общественное мнение и политический класс Украины к сближению и пойдет по пути постепенной и многоступенчатой интеграции юго-восточных, а затем и центральных областей Украины, не «втаскивая» в интеграцию запад страны – это может существенно снизить экономические и политические риски присоединения Украины к Евразийскому союзу. Для этого потребуется: (а) создать разветвленную систему грантовых программ для прямого, в обход украинского руководства, влияния на общественно-политические процессы внутри страны; (б) неофициально способствовать переходу Украины к федеративному устройству.

Предотвращение втягивания Украины в орбиту ЕС в 2013 г. потребовало со стороны России резкого давления в ультимативной форме, так как в последние годы наша страна не проводила последовательную политику в отношении Украины. Сегодня назрела необходимость дополнения экономического сотрудничества наших стран системной работой по влиянию на общественно-политические процессы на Украине. Украинское общественное мнение и политический класс, организованный по олигархическому принципу, податливы внешнему влиянию.

Для решения данной задачи следует рассмотреть возможность создания специализированной структуры, способной на постоянной основе осуществлять сбор информации, давать оценку ситуации и вырабатывать рекомендации по вопросам российской политики в отношении Украины.

Основными направлениями деятельности структуры могут стать: (а) выработка рекомендаций по содержательным и формальным аспектам официальной позиции России в отношении Украины; (б) составление программы информационной политики России на украинском направлении; (в) влияние на украинское экспертное сообщество; (г) формирование агентов и рычагов влияния внутри украинского политического класса; (д) воздействие на структуры гражданского общества Украины и поддержка пророссийских общественных сил.

Ситуация требует, чтобы главной точкой наращивания и приложения «мягкой» силы России сегодня стали не дальние западные соседи, но страны постсоветского пространства и, прежде всего, Украина, где подобные усилия могут принести ощутимый эффект. Реализация потенциала «мягкой» силы невозможна без конкретизации и уверенного продвижения официальной позиции России, а также начала активного влияния на общественно-политические процессы внутри Украины. Западные области Украины едва ли когда-нибудь проникнутся искренней симпатией к России, но своей демонстративной отстраненностью мы рискуем оттолкнуть от себя и многочисленных сторонников сближения с Россией в юго-восточных областях.

Основу более четкой российской позиции в отношении Украины могут составить: (а) констатация экономических интересов России на Украине; (б) констатация важности сохранения культурных связей с традиционно близкими нам регионами центра и юго-востока Украины; (в) выступление против радикального западного курса отдельных украинских политиков, так как он ведет к экономическим бедствиям и противоречит воли значительной части украинского народа; (г) утверждение необходимости экономической интеграции с ЕС, но на правах равных партнеров, а не «бедных соседей», - именно для этого необходимо сначала объединиться в Таможенный союз. Полный текст доклада читайте здесь

Присоединиться к обсуждению
Актуальное видео
Вячеслав Никонов о политике политических элит стран СНГ в области русского языка

Уроки русского языка вновь включены в школьную программу

Программа РБК-ТВ "Ирина Прохорова. Система ценностей"
Итоги дискуссий
Цитаты

Задача государства не в том, чтобы затруднить доступ на наш рынок труда иностранцам, а в том, чтобы все они были надлежащим образом легализованы.

Борис Титов, бизнес-омбудсмен

Информационное общество и медиа
Политика