Что же будет с Фирташем и с нами?

Дмитрий Фирташ – олигарх с отнюдь не прозрачной биографией, не говоря уже о его бизнесе. Зато известно, что его личное состояние, которое он сделал на операциях с сырьем, оценивается в $3,3 млрд. Его экономические интересы распространяются на Украину, Россию, Таджикистан, Индию, другие страны. Формально ФБР заинтересовалось Фирташем, подозревая его во взятке, которую он якобы предлагал в Индии в 2006 году. Так он хотел получить доступ к месторождению ильменита – руды, необходимой для производства титана. Но на самом деле Фирташ представляет гораздо больший интерес, в том числе и для американских правоохранительных и специальных служб как поставщик конфиденциальных сведений о том, как строится газовый бизнес между Россией и Украиной. А здесь есть немало темных пятен.

Газпромпосредники

Положение не прояснялось тем, что Украина покупала газ как в России, так и в Туркменистане. Туркменский газ шел, естественно, по газпромовской трубе, так что в определенном смысле и «Газпром» выполнял разные роли, в том числе и роль посредника. Вообще же семейство компаний-посредников было многочисленным и часто обновляемым. Четкое гносеологическое древо нарисовать вряд ли возможно, но вот краткий перечень посредников, в составлении которого использованы данные Lenta.ru, опубликованные 18 марта.

20 лет назад, в марте 1994 года, правительство Украины передало все права на закупку газа у Туркмении и расчеты за его транзит с «Газпромом» компании «Республика», владельцем которой был бизнесмен Игорь Бакай. Позже к деятельности «Республики» присоединилась компания Itera и ее руководитель Игорь Макаров. Вскоре именно Itera стала играть на этом сегменте рынка первую скрипку. Специфика состояла в том, что расчеты между Украиной и Туркменией шли по бартеру (газ в обмен на украинские товары). Между «Газпромом» и туркменским правительством также было создано СП-посредник – компания «Туркменросгаз», так же осуществлявшая бартерные расчеты (доля компании Itera составляла 5%).

С 1996 года монопольное право на продажу российского газа украинским потребителям получила созданная Юлией Тимошенко корпорация «Единые энергетические системы Украины» (ЕЭСУ), а затем - Национальная акционерная компания (НАК) «Нафтогаз Украины». В качестве посредника между «Газпромом» и «Нафтогазом» была избрана все та же Itera.

Эра Itera закончилась в 2001 году вместе со сменой руководства «Газпрома» (вместо Рема Вяхирева его возглавил Алексей Миллер). Новый посредник, как и в свое время Itera, прошел обкатку на туркменском газе. Права на его транзит через территорию Украины были переданы зарегистрированной в 2002 году в венгерском селе Чабды компании Eural Trans Gas. Ее деятельность в прессе часто связывали с Семеном Могилевским, объявленным ФБР в розыск за мошенничество, а контролировал ее, по собственному признанию, Дмитрий Фирташ. В отличие от Itera, которая за свои услуги получала от правительства Украины 41% поставленного газа, Eural Trans Gas получал 38%, то есть около 13 миллиардов кубометров в год, большая часть средств от его реализации выплачивалась «Газпрому» в счет транзита через территорию России. Уже на следующий год, в 2003 году, чистую прибыль Eural Trans Gas оценивали в сотни миллионов долларов. По данным инвестиционного фонда Hermitage, она составила $767 млн, данные интернет-сайта Eural Trans Gas гораздо скромнее: валовая (а не чистая) прибыль 2003 года составила $220 млн.

Умелые руки RosUkrEnergo

В июле 2004 года дочкой Газпромбанка, Arosgas Holding, и дочкой Raiffeisen Investment, Centragas Holding (австрийской компанией Centragas AG), с равными долями по 50% была учреждена и зарегистрирована в швейцарском кантоне Цуг компания RosUkrEnergo AG. Компанией почти сразу же заинтересовалось министерство юстиции США. В 2006 году оно провело расследование, которое показало, что с «австрийской» стороны бенефициарами Centragas являлись украинские бизнесмены Дмитрий Фирташ (владел 90% акций компании) и его партнер Иван Фурсин (10%). Уставной же капитал RosUkrEnergo составил 100 тысяч швейцарских франков ($12 тысяч по курсу 2004 года). Для сравнения: в 2006 году Газпромбанк продал свою долю в RosUkrEnergo «Газпрому», заработав на этом 2,4 миллиарда евро.

Исполнительным директором компании с украинской стороны стал Олег Пальчиков (в 2007 году на этом посту его сменил Дмитрий Глебко), а с российской стороны Константин Чуйченко - бывший сотрудник КГБ СССР, одногруппник Дмитрия Медведева по Ленинградскому государственному университету, ставший его едва ли не самым доверенным сотрудником. Возможно, Чуйченко расследовал поднаготную деятельности RosUkrEnergo, но факт состоит в том, что он работал в СП, одним из совладельцев которого был Дмитрий Фирташ.

Официальная позиция российской стороны состоит в том, что RosUkrEnergo был не просто посредником, а дочерней компанией «Газпрома», которая прекратила конкуренцию между украинской стороной и дочерним предприятием «Газпрома» - «Газэкспортом» - при закупке среднеазиатского газа. «Газпром» установил для RosUkrEnergo льготные тарифы на транзит - в два раза меньше, чем для Eural Trans Gas. То есть Фирташ мог ассоциировать себя с «Газпромом».

RosUkrEnergo прекрасно проявил себя в «газовой войне» между Россией и Украиной в декабре 2005 года. Тогда переговоры между «Газпромом» и украинской стороной зашли в тупик: после «оранжевой революции» российская власть потребовала уплаты европейской цены на газ ($230 за тысячу кубометров), а Украина готова была платить только $70-80. Выход из тупика, как ни странно, пролегал через RosUkrEnergo. Уже 4 января 2006 года все споры между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом» были урегулированы. По новой схеме за поставки газа на Украину и транзит через территорию этой страны должна была отвечать RosUkrEnergo. «Газпром» заявил, что газ будет продаваться RosUkrEnergo по цене в $230 долларов, а президент Украины Виктор Ющенко обозначил сумму закупки газа у RosUkrEnergo всего в $94. Фокус в том, что RosUkrEnergo смешивал российский газ со среднеазиатским из Туркмении, а также Казахстана и Узбекистана (у последних компания с 2005 года покупала газ по прямым контрактам). Понятно, что RosUkrEnergo азиатский газ продавал Украине, а газпромовский – реэкспортировал в Европу.

Потребовался еще один посредник. С начала 2006 года RosUkrEnergo продавал газ не напрямую «Нафтогазу Украины», а совместному предприятию RosUkrEnergo и «Нафтогаза» - ЗАО «Укргаз-Энерго», причем новое предприятие стало продавать газ напрямую платежеспособным промышленным предприятиям Украины, в то время как газ для населения и ЖКХ продолжал поставлять «Нафтогаз», который из-за контроля цен вынужден был продавать потребителям газ дешевле, чем закупал у «Укргаз-Энерго».

RosUkrEnergo выполнил все обязательства по транзиту и с 2006 года получил возможность распоряжаться 9 миллиардами кубометров газа, которые продавал в Европу по более низкой цене, чем предлагал "Газпром".  В 2008 году RosUkrEnergo закупало уже 62 миллиарда кубометров среднеазиатского и 17 миллиардов кубометров российского газа.

В 2007 году Чуйченко заявлял, что прибыль RosUkrEnergo приносила не продажа газа украинским потребителем (операционные убытки от этой деятельности составляли $850 млн), а его реэкспорт за рубеж, приносивший доход в $2,2 млрд. Известно, что RosUkrEnergo экспортировал 7 миллиардов кубометров газа в год в Польшу (через компанию Polskie Gornictwo Naftowe i Gazownictwo, PGNiG), Венгрию (через Emfesz) и Румынию

За что поплатилась Тимошенко?

В начале 2008 года украинский премьер-министр Юлия Тимошенко предложила российской стороне отказаться от посредника. Произошло это на фоне ареста в Москве Семена Могилевича вместе с Владимиром Некрасовым из «Арбат Престижа» за неуплату налогов. 

Между тем в ноябре 2008 года «Газпром» оценивал долг «Нафтогаза» в $2,4 млрд по сравнению с $1,5 млрд в начале того же года. Российская сторона настаивала на заключении нового договора только после выплаты долга. Что характерно: компания RosUkrEnergo завершила 2008 год с чистой прибылью в $764,56 млн.

Начался очередной газовый скандал, но на этот раз быстро договориться не удалось. В январе 2009 года Россия сначала прекратила поставки газа по украинской квоте, а после того как Украина начала отбор газа из транзитной квоты, поставки газа из России на Украину были полностью остановлены, что оставило некоторые европейские страны без газа, особенно пострадали регионы восточной и центральной Европы. Тимошенко заявляла, что отсутствие договоренностей — результат действий тех «сил», которые противятся ее намерениям устранить из схемы посредника в лице RosUkrEnergo.

19 января 2009 года премьеры России и Украины Владимир Путин и Юлия Тимошенко подписали соглашение, по которому газовые посредники были устранены, но цена за российский газ была поднята до $360 за тысяч кубов при тех же ценах за транзит. Начался закат RosUkrEnergo, за что Тимошенко дорого заплатила.

Продолжение следует?

Теперь дело дошло до ареста Фирташа и угрозы его экстрадиции в США. Под каким бы предлогом его туда ни доставили, Фирташу есть чем торговаться с американским правосудием. Ему есть что рассказать, и не только о том, как RosUkrEnergo удавалось распутывать узлы, в которые завязывались газовые отношения России и Украины.   

Он наверняка знает причины и тайные пружины смены одних посредников на другие, чьим интересам эти частые смены были выгодны, почему в споре с Украиной Москва фактически защищала и его интересы. Так или иначе, Фирташ оказался вхож в российско-украинскую политику, в которой газ играл далеко не последнюю роль. Возможно, он сумел подсмотреть, если не прямо поучаствовать, в этой политике с ее кухонной, не предназначенной для посторонних глаз стороны. Если так, то сведения, которыми он располагает, на фоне кампании по антироссийским санкциям могут громко и прицельно «выстрелить», а могут использоваться как средство давления на российскую сторону. Фирташ вряд ли станет запираться.

Николай Вардуль 

Присоединиться к обсуждению
Актуальное видео
Вячеслав Никонов о политике политических элит стран СНГ в области русского языка

Уроки русского языка вновь включены в школьную программу

Программа РБК-ТВ "Ирина Прохорова. Система ценностей"
Итоги дискуссий
Цитаты

Задача государства не в том, чтобы затруднить доступ на наш рынок труда иностранцам, а в том, чтобы все они были надлежащим образом легализованы.

Борис Титов, бизнес-омбудсмен

Информационное общество и медиа
Политика