Инфраструктурные проекты можно реализовывать силами БРИКС

Борис Хейфец, главный научный сотрудник Института экономики РАН: Я согласен, что основу в инфраструктурных проектах должны составлять госинвестиции. Если обратиться к опыту России, железные дороги во многом строились за счет частных инвестиций. И вот здесь, конечно, может быть, стоило бы вспомнить об инфраструктурных облигациях.

Норма сбережения в нашей стране одна из самых высоких в мире, около 30%. И мы привыкли решать все экономические проблемы и во времена СССР, и даже в последние 20 лет за счет сеньоража. То же самое мы делаем сейчас. Идея, конечно, сложно реализуемая, чтобы инфляция не пожирала доход этих инфраструктурных инвестиций. Но в условиях относительной закрытости, в которые мы, наверное, попадаем в мире, вот это можно было как-то продумать, и это было бы серьезным источником для финансирования.

Ну и самое важное, что если бы мы прибегли к нему, повысилась бы ответственность экономической политики.

И второе соображение, тоже Игорь Алексеевич [Николаев] говорил о том, что не вовремя затеяли процесс деофшоризации. Я не совсем с ним согласен, потому что, во-первых, огромная теневая составляющая, там огромные потоки капитала, и цифры по этому году подтверждают. Здесь же не только легальный отток капитала и уход в валюту, а усилились нелегальные потоки, и с этим что-то надо делать. И потом, есть разные методы. Правильно, это усиливает общую налоговую нагрузку на экономику, но давайте снижать у нас налоги, и может быть, таким образом, а не предоставлять льготы иностранным резидентам, вернее – нерезидентам, иностранным компаниям по соглашениям об избежании двойного налогообложения.

Теперь о приятном. Значение БРИКС будет усиливаться. Прогнозы еще два года назад опубликовали, причем, ОЭСР предполагала, что чуть ли не 5% на Индию и Китай к 2060 году. Сейчас замедлились темпы роста и Китая, и Индии, но все равно они выше, чем мировой экономики в целом и экономики США. Китай обгонит США не 2016 году, а в 2020-м или 2022-м. Расчеты по России вместе с Таможенным союзом были не больше 5% (рост доли в ближайшие 20 лет). А сейчас, скорее всего и меньше, но БРИКС может дать нам какие-то шансы для развития.

Факт, что началась институционализация БРИКС, и началась она с финансовых механизмов. И здесь мне представляется, имеет огромное значение Банк развития БРИКС, в принципе, решение о его создании принято. Я очень скептически к этому относился, но последние решения, которые приняты по банку развития БРИКС, внушают определенный оптимизм, особенно с учетом крымских событий.

Объявили уже о подписном капитале Банка развития БРИКС – $50 млрд, но будет он вносится в течение 15 лет после 2015 года, то есть к 2020 году капитал банка развития составит эту сумму.

Есть возможность выпуска облигаций и привлечения частных капиталов. И, конечно, как со всеми банками развития, были споры, чем он будет заниматься. Будет нацеленность на решение инфраструктурных объектов.

Между прочим, вы знаете, что в России мы говорим о нашей инфраструктурной отсталости, а Россия среди стран БРИКС – на первом месте по развитости инфраструктуры, вот знаменитый этот индекс Всемирного экономического форума по конкурентоспособности – там много составляющих, в том числе, по развитию транспортной инфраструктуры. Вот у Индии самое худшее положение – 85 место среди 148 государств, Бразилия – 71, ЮАР – 66, Китай – 48 и Россия – на 45 месте. Конечно, может быть, это не такое превосходное место, мы знаем все наши проблемы, но тем не менее. И вот здесь как раз мне кажется, появляется возможность использования вот этих средств для решения и наших инфраструктурных проблем. Мы граничим с Китаем и очень большая заинтересованность в развитии связей Китая с Европой есть и в реализации инфраструктурных проектов.

Есть разные проекты. Очень интересно сейчас морское сотрудничество. Китай очень серьезно заинтересовался Северным морским путем. В 2010 году по Севморпути первое иностранное судно прошло. В 2013 году уже было 370 иностранных судов, в том числе, начали ходить китайские суда. Сокращается примерно путь на 10 дней по сравнению с тем, что если бы суда из Китая в Роттердамский порт. Совершенно недавно узнал, что по заказу «Совкомфлота» в Китае построили уже два супертанкера – по 320 тысяч тонн. У нас нет ни одного порта в России, который принимал бы эти танкеры глубоководные, но они будут использоваться для Индии и для Китая, будут с Ближнего Востока возить нефть из Венесуэлы в эти страны. Фактически он зафрахтован уже китайцами и окупятся эти вложения в течение 10 лет. Это тоже пример интересного сотрудничества, которое предоставляет БРИКС.

Индия заинтересована в реализации инфраструктурных проектов. У нас есть огромный проект с Индией, мы вообще придумали там нефтепровод, который можно тащить с севера на юг, он [оценивается в] 30 миллиардов. Хорошо, если будет нам банк финансировать, будут индийские частные компании привлекаться к этому проекту.

Европейцы сейчас ускорят план достижения энергетической независимости. Это не сделается за 2-3 года, но за 5 лет вместо десяти это может случиться. И нам, конечно, надо думать о том, как перекидывать наши энергетические ресурсы на Восток.

И еще один момент тоже положительный с БРИКС, который уже реален: заключено соглашение о страховом валютном резерве. Речь идет о создании на принципах обмена валютными свопами 100 миллиардов долларов. Причем, здесь разный взнос, в отличие от банка развития БРИКС: Китай – 41 миллиард, трех стран БРИКС – по 18 миллиардов, ЮАР – 5 миллиардов долларов. И, конечно, в случае серьезных затруднений, которые могут у нас возникнуть в силу известных проблем и, дай Бог, чтобы этого не было, вот этот фонд страховой резервный мы тоже можем использовать.

Я предлагаю задействовать институт национальных валют. Принять решение о предоставлении кредитов в национальных валютах странами БРИКС, создать специальный институт, банк международных расчетов стран БРИКС – причем, взносы были бы равные, достаточно большие, могли бы быть в национальных валютах. Недавно банк международных расчетов Базельский опубликовал расчет: доля национальных валют в валютообменных операциях, там Базель-200, потому что когда продаешь и когда покупаешь – не 100, а 200.

За три года (с 2010 по 2013 год) доля валют стран БРИКС выросла в два раза и сейчас составляет 7%. Конечно, доллар – 87% и так далее, но рост огромный. Плюс в валютных резервах 18 стран юань присутствует. То есть, здесь тоже возможности, в том числе, для использования, для реализации инфраструктурных проектов. Конечно, проблем очень много: и Китай, и Индия - очень сложные переговорщики, очень сложные инвесторы, выдвигают свои условия. С другой стороны, они достаточно жестко могут следить за выполнением этих проектов, и это тоже помогло бы нам повысить эффективность инвестиций в эти проекты.

 

Присоединиться к обсуждению
Актуальное видео
Вячеслав Никонов о политике политических элит стран СНГ в области русского языка

Уроки русского языка вновь включены в школьную программу

Программа РБК-ТВ "Ирина Прохорова. Система ценностей"
Итоги дискуссий
Цитаты

Задача государства не в том, чтобы затруднить доступ на наш рынок труда иностранцам, а в том, чтобы все они были надлежащим образом легализованы.

Борис Титов, бизнес-омбудсмен

Информационное общество и медиа
Политика