Министр финансов: в настоящее время остались в основном в качестве инвесторов наши банки

На заседании правительства министр финансов Антон Силуанов отчитался о выполнении бюджета за первое полугодие.

За первое полугодие бюджет исполнен с кассовым профицитом (он составил 2,2% ВВП), который образовался исходя из опережающего исполнения годовых назначений по доходам. Доходы собраны, исходя из планового показателя, 50% к [годовому] плану. Расходы исполнены на 45,6%.

«По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы увеличились в абсолютном выражении на 13,8%, или на 0,8% ВВП, причём основное увеличение произошло по нефтегазовым доходам – на 0,9% ВВП», - сказал министр.

По ненефтегазовым доходам произошло снижение на 0,1% ВВП.

Увеличение нефтегазовых доходов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года произошло из-за роста курса доллара к рублю, из-за увеличения мировых цен на нефть марки Urals га $0,8 за баррель; увеличения объёмов экспорта товаров, выработанных из нефти; увеличения объёмов добычи нефти, а также повышение ставок НДПИ (в виде углеводородного сырья).

В свою очередь, снижение ненефтегазовых доходов на 0,1% связано с уменьшением поступления разовых платежей за пользование недрами, а также со снижением ввозных таможенных пошлин в результате снижения объёмов импорта по сравнению с первым полугодием прошлого года.

Доходность долгосрочных облигаций федерального займа

Министр финансов Силуанов сообщил, что с января по сентябрь текущего года доходность долгосрочных облигаций федерального займа выросла больше чем на 200 базисных пунктов, причём наибольший рост доходности отметился в последние месяцы. В этот период повышались ключевые ставки на 150 и 50 базисных пунктов, которые являются, с одной стороны, ориентиром для ставок на рынке доходности ОФЗ, а также на кредитном рынке.

«Мы в этих условиях вынуждены были отказаться от регулярного проведения аукционов по размещению облигаций федерального займа с учётом мониторинга рынка. Мы несколько раз не выходили на рынок заимствований, с тем чтобы не привлекать ресурсы по высоким ставкам и не стимулировать рост ставок на кредитном рынке», - пояснил глава Минфина.

Он сказал, что в этом году Минфин отказался от выхода на внешние заимствования в этом году, и те ресурсы, которые не были получены, были замещены теми нефтегазовыми доходами, которые поступили сверх плановых назначений.

Ситуация на рынке внутреннего долга

Силуанов признал, что на рынке внутреннего долга складывается непростая ситуация. «У нас источниками рынка внутреннего долга являются три основных источника – это банки, внешние инвесторы и инвестиции пенсионных фондов. В настоящее время остались в основном в качестве инвесторов наши банки, которые покупают наши облигации. Поэтому и объём ресурсов, который мы планируем взять с внутреннего рынка, был сокращён, мы его сократили с 809 млрд рублей до 459 млрд рублей, с поправками в закон о бюджете, которые мы внесли весной текущего года», - сказал он.

В I полугодии заимствовано на внутреннем рынке 194 млрд рублей, что составило 42% от уже сокращённой программы, и до конца года нужно будет привлечь чуть более 230 млрд рублей.

Как исполняются расходы

По состоянию на 1 июля текущего года необходимо отметить более высокий по сравнению с прошлым годом темп исполнения расходов федерального бюджета. Он составил 45,6% к уточнённой росписи. В прошлом году этот показатель составил 43,7%.

Контрактуемые лимиты бюджетных обязательств на 2014 год распределены главными распорядителями на уровне 92%. Это выше, чем в прошлом году, этот показатель составлял чуть более 87%, и законтрактовано на 92% против 74% в прошлом году, то есть у нас улучшается равномерность исполнения бюджета, улучшается процесс контрактования бюджетных обязательств.

Вместе с тем по отдельным направлениям расходов федерального бюджета уровень исполнения значительно ниже среднего: так, уровень исполнения расходов бюджета по капитальным вложениям в объекты недвижимого имущества составил лишь 28,2%.

Рост дебиторской задолженности

Отмечается плохая тенденция роста дебиторской задолженности по контрактуемым расходам: дебиторка выросла на 14% от уровня прошлого года, и это обусловлено было ростом авансовых платежей. «Авансирование действительно в нынешних условиях оправданный метод, но есть у нас отдельные позиции, по которым авансируется до 80% годовой суммы. Поэтому здесь нужно равномерно, на наш взгляд, осуществлять очень выверенный процесс авансирования, с тем чтобы авансированные ресурсы в начале года приводили к получению услуг и товаров тоже в начале года или в первой половине года, а не сносились на конец финансового года», - подчеркнул Силуанов.

Исполнение консолидированных бюджетов субъектов РФ

По состоянию на 1 июля текущего года доходы бюджетов регионов выросли на 8,5% от соответствующего периода 2013 года. Рост поступлений доходов наблюдался в 72 регионах, в 11 регионах – снижение.

Плюс в том, что поступления налога на прибыль и НДФЛ увеличились соответственно на 17 и почти 7%. Расходы регионов выросли на 6,4% по сравнению с уровнем 2013 года, их объём увеличился в 73 регионах, а в 10 регионах снизился.

Рост зарплат

Расходы на заработную плату росли темпом в 12,7%, при этом доля расходов на заработную плату по-прежнему увеличивается в бюджетах регионов, составляет сейчас 36% всех расходов. К сожалению, доля на капитальные вложения в этих условиях не растёт и составляет порядка 7% расходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Присоединиться к обсуждению
Актуальное видео
Вячеслав Никонов о политике политических элит стран СНГ в области русского языка

Уроки русского языка вновь включены в школьную программу

Программа РБК-ТВ "Ирина Прохорова. Система ценностей"
Итоги дискуссий
Цитаты

Задача государства не в том, чтобы затруднить доступ на наш рынок труда иностранцам, а в том, чтобы все они были надлежащим образом легализованы.

Борис Титов, бизнес-омбудсмен

Информационное общество и медиа
Политика