Э. Набиуллина: нельзя стимулировать кредитование самым лёгким способом, а именно через снижение ключевой ставки ЦБ

На состоявшемся в четверг заседании правительства Дмитрий Медведев сообщил, что в этом году инфляция может составить более 7%, что выше запланированного.

По его словам, «и правительство, и Центральный банк исходят из того, что ценовая стабильность лежит в основе макроэкономической стабильности. От этого во многом зависит доверие граждан к финансовой системе, их долгосрочные планы».

Банк России предлагает завершить переход к таргетированию инфляции, установить в среднесрочной перспективе целевой ориентир роста потребительских цен на уровне 4% в год где-то начиная с 2016 года, отметил премьер.

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина рассказала о трех сценариях развития экономики, которые, по мнению ЦБ, возможны в ближайшей перспективе.

Базовый сценарий: постепенное восстановление мировой экономики, умеренная нисходящая динамика цен на нефть, снижение геополитических рисков и постепенная отмена санкций, внешнеторговых ограничений.

Этот сценарий не предполагает повышения налоговой нагрузки и существенных изменений параметров тарифной политики. В данном сценарии улучшение ожиданий предпринимателей и инвесторов, замедление инфляции, а также смягчение финансовых условий будут способствовать восстановлению как инвестиционной, так и потребительской активности.

Важным фактором реализации этого сценария и в целом выхода в будущем на более высокие темпы экономического роста является создание условий для масштабного роста частных инвестиций.

В базовом сценарии ожидается снижение инфляции до 4,5–5% по итогам 2015 года, и в 2016–2017 годах – на уровне 3,7–4,2%. Темпы прироста ВВП после уровня 0,4%, по нашей оценке, в 2014 году ускорятся до 1% в 2015-м, 1,9 – в 2016-м и 2,3 – в 2017 году. Рост денежной массы ускорится с 5,5 до 6% в этом году, до 9–11 в 2015–2016 годах. Темп роста кредитной экономики сохранится на уровне, сопоставимом с 2014 годом.

По словам Набиуллиной, «существенное отклонение инфляции и инфляционных ожиданий вверх от прогнозных траекторий будет поводом для рассмотрения вопросов об ужесточении политики или сохранении текущей направленности политики на среднесрочную перспективу».

Альтернативные сценарии.

Негативный вариант 1: предполагается более длительное действие внешнеторговых ограничений, а также повышение налоговой нагрузки на экономику, усиление оттока частного капитала. Изменение курса рубля, повышение инфляционного давления. И в этих условиях в 2015–2016 годах инфляция будет находиться выше целевых значений. Снижение инфляции в этом случае будет происходить в течение более продолжительного периода, чем в базовом сценарии.

Прогнозируется, что она составит 6–6,5% в 2015 году, 4,5–5% – в 2016-м и 4–4,5% – в 2017 году. Темп прироста ВВП составит чуть меньшие величины, чем в базовом сценарии, – 0,9% в 2015-м, 1,5 и 1,9% в 2016-м и 2017 годах соответственно.

В случае реализации данного сценария Банк России будет уделять повышенное внимание поддержанию финансовой стабильности и будет готов использовать дополнительные инструменты, в том числе нестандартные.

Негативный вариант 2: предполагает более выраженное снижение цен на нефть, до 87 долларов в 2017 году, и в данном случае предполагается более значительное замедление роста экономики – не выше 0,5% в течение всей трёхлетки.

Денежно-кредитная политика будет проводиться таким образом, чтобы сдержать инфляцию и при этом не допустить чрезмерного охлаждения экономики.

«Особое внимание будет уделяться финансовой стабильности, недопущению снижения доверия к национальной финансовой системе, к национальной валюте, и будет использоваться широкий спектр инструментов, а также международные резервы для устранения рисков финансовой стабильности», - сказала глава ЦБ..

Стрессовый сценарий предполагает резкое и более существенное падение цены на нефть на прогнозном горизонте.

Эльвира Набиуллина не стала раскрывать секреты работы над стрессовым сценарием, сообщив, что в бюджете он пока не будет учтен. Она сообщила также, что Центральный банк предполагает завершить многолетний переход к режиму инфляционного таргетирования.

«На наш взгляд, именно сейчас оно своевременно, потому что этот режим создаёт условия для снижения долгосрочных процентных ставок и стимулирования инвестиционного типа экономического роста», - сказала она.

По мнению главы ЦБ, если будет проводиться последовательная политика по снижению инфляции, то тогда на негативные факторы будут реагировать ставки по краткосрочным, а не долгосрочным кредитам, а это будет способствовать инвестиционному кредитованию, которое так необходимо для экономического роста. «Таким образом, смысл таргетирования инфляции не просто в механическом снижении инфляции до целевого уровня, а именно в создании предсказуемых финансовых условий», - заявила Нибиуллина.

От курса резкого снижения инфляции ЦБ отказывается

Напомним, что в прошлом году в основных направлениях денежно-кредитной политики были установлены целевые показатели инфляции на 2014 год – 5%, на 2015 год – 4,5%, на 2016 год – 4%.

По оценкам Набиуллиной, по итогам 2014 года инфляция будет 7,5% и, может быть, даже выше. Несмотря на это ЦБ предлагает не менять уже установленные ориентиры на 2015 и 2016 годы. Регулятор считает нормальным уровнем инфляции для нашей экономики 4%, и это должно стать целевым ориентиром на среднесрочную перспективу.

«Важно также подчеркнуть, что Банк России не намерен снижать инфляцию в короткие сроки и любой ценой, чего многие опасаются. Это будет происходить постепенно, на горизонте двух-трёх лет», - заявила Эльвира Набиуллина.

Процентные ставки как инструмент влияния на экономику

При инфляционном таргетировании основным каналом воздействия на экономику и рост цен ЦБ считает процентные ставки.

А условием эффективного управления процентными ставками является переход к режиму плавающего валютного курса. «Вместе с тем плавающий курс не означает полного отказа Центрального банка от проведения операций на валютном рынке. Мы их будем проводить для целей обеспечения финансовой стабильности», - пообещала глава Банка России.

Она признала, что денежно-кредитная политика ЦБ не может переломить давление структурных факторов на экономику. «Мы не можем расти дальше экстенсивно. Рост может быть только на базе увеличения производительности труда и повышения эффективности», - утверждает Эльвира Набиуллина.

По ее мнению, сейчас необходима расшивка узких мест на рынке труда, повышение производственной и территориальной мобильности.

 

О взаимосвязи денежно-кредитной политики и доступности кредитов

Глава ЦБ согласна с тем, что процентные ставки по кредитам, особенно на инвестиционные цели слишком высоки, а длинных денег мало.

«Но нужно отдавать себе отчёт в том, что снижение ставок по кредитам лишь частично может быть достигнуто за счёт денежно-кредитной политики, требует комплексного подхода, включающего целый ряд структурных изменений, прежде всего в реальном секторе экономики», - предостерегла Набиуллина от «ручного управления» ставками.

«Ставки будут снижаться в меру снижения инфляции, - говорит она. - Потому что инфляция задаёт нижнюю планку ставок по депозитам. Если мы хотим, чтобы коммерческие банки не были просто распределителями по экономике денежных средств, напечатанных Центральным банком, а были рыночным институтом и осуществляли финансовое посредничество (в чём суть, собственно, банковского бизнеса), то нам придётся с этим считаться».

ЦБ отдает отчет в том, что нельзя запустить инвестиционный процесс без длинных дешёвых денег, и что длинные деньги не появятся без экономического роста. Поэтому ЦБ внедряет нестандартные и нетрадиционные инструменты предоставления ликвидности банкам: регулярные трёхмесячные аукционы, годовые аукционы, рефинансирование на полтора года по фиксированным ставкам, трехлетний инструмент под инвестиционные проекты по ключевой ставке минус 1%, снижение зависимости от рейтингов международных агентств.

Но нельзя стимулировать кредитование самым лёгким способом, а именно через снижение ключевой ставки ЦБ, уверена Набиуллина.

«Если даже коммерческие банки будут получать средства от Центрального банка, допустим, по 4–6%, то вряд ли от этого они будут давать кредиты предприятиям с высокой долговой нагрузкой, с непонятными перспективами сбыта продукции. И если не будет хорошо структурированных инвестиционных проектов, то и доля инвестиционных кредитов не будет увеличиваться. Зато увеличатся возможности спекулирования на заёмные средства против рубля, выданные кредиты уйдут на валютный рынок, в отток капитала и в инфляцию. И если этот процесс будет принимать масштабный характер, создаст риски долларизации депозитов, ухода в наличную валюту, Центральный банк вынужден будет тратить золотовалютные резервы и повышать ставки, и, по сути, от благих намерений мы получим лишь ухудшение ситуации», - преудпредла глава ЦБ.

 

Присоединиться к обсуждению
Актуальное видео
Вячеслав Никонов о политике политических элит стран СНГ в области русского языка

Уроки русского языка вновь включены в школьную программу

Программа РБК-ТВ "Ирина Прохорова. Система ценностей"
Итоги дискуссий
Цитаты

Задача государства не в том, чтобы затруднить доступ на наш рынок труда иностранцам, а в том, чтобы все они были надлежащим образом легализованы.

Борис Титов, бизнес-омбудсмен

Информационное общество и медиа
Политика