Инфраструктурные проекты как залог развития национальной экономики

13 апреля в Москве под эгидой Дискуссионного экономического клуба «ДИАЛОГИ» прошла международная конференция «Россия и международные коридоры развития. Мультипликативный эффект и возможности для частных и иностранных инвестиций». Партнером конференции выступил ИД "Гудок".

Лучший мировой опыт и возможности его применения в России обсудили авторитетные иностранные и российские эксперты, представители органов государственной власти и крупного бизнеса.

В современном мире рост экономики невозможен без инфраструктурного обеспечения. Более того, именно реализация крупных инфраструктурных проектов способна стать толчком для экономического бума. Речь идет о проектах, где строительство одного крупного транспортно-логистического центра становится точкой роста экономики целого региона, а создание сети таких центров становится поясом развития для национальной экономики. Подобные проекты активно реализуются в странах Азии, куда в последние десятилетия переместились основные производственные мощности и где существует острая потребность в новых транспортных коридорах.

«Мир переживает транспортную революцию, – отметил президент ДЭК «ДИАЛОГИ» Раф Шакиров. – Мы видим, какими мощными темпами развивается скоростное железнодорожное сообщение в Китае, как транспортная инфраструктура обрастает новыми городами в Индии, как Сингапур стал крупнейшим мировым хабом. Не менее грандиозные планы в разработке, например, рассматриваются варианты пути из Китая через Россию в Соединенные Штаты, проекты соединения Японии с Сахалином. И нам, в России, важно включится в эти процессы уже сегодня».

По словам директора Института экономики РАН Руслана Гринберга, вопрос строительства евроазиатского транспортного коридора крайне актуален для России, и нынешний кризис может стать лучшим моментом для старта инфраструктурного мегапроекта. «Каждый рубль инвестиций в железнодорожную инфраструктуру дает 1,46 рубля мультипликативного эффекта для ВВП страны, – привел данные Руслан Гринберг. – Причем инвестиции в железнодорожную инфраструктуру «будят» не только новые инвестиции в смежных отраслях, но и новый спрос».

Среди наиболее значимых инфраструктурных проектов, обсуждаемых в настоящее время в России, эксперты назвали Транс-Евразийский пояс развития (ТЕПР).

«ТЕПР потенциально очень интересен и важен для России, – считает советник по Японии и странам АТР Ассоциации индустриальных парков Ивао Охаси. – Но использование исключительно транзитного потенциала территории России несет риски для страны, потому что не позволят в перспективе получать добавленную стоимость. Трансъевразийский коридор должен стать именно коридором развития: вдоль магистралей должны возникать новые производства, новые рабочие места и новые города».

Ивао Охаси также отметил, что для реализации подобных проектов требуется привлечение инвестиций. Однако, с точки зрения международных инвесторов, то, как позиционирует свои инвестпроекты Россия, оставляет желать лучшего. По мнению эксперта, России есть чему поучиться у китайских коллег. Он напомнил про стратегию Китая «Новый Шелковый путь», в которой отображены единая концепция долгосрочного развития страны, а также индивидуальные инвестиционные проекты с четкой концепцией и «дорожной картой» каждого из них.

Владелец группы компаний Adenovo Оушен Лиу (Тайвань) уверен, что Россия имеет большой потенциал с точки зрения интереса китайских инвесторов к инфраструктурным проектам. «Активное развитие международной торговли и, в первую очередь, интернет-торговли требует увеличения скорости и трафика грузовых перевозок с Востока на Запад, – сказал Оушен Лиу. – Высокоскоростные железнодорожные магистрали, хайвеи и аэропорты – это базис современной экономики, поэтому инвестиции в такие проекты всегда привлекательны. И для Китая именно Россия является наилучшим партнером для реализации совместных долгосрочных проектов в сфере экономики и транспорта». Эксперт также обратил внимание, что в России требуется развивать таможенные процедуры.

О необходимости улучшения условий для развития международной торговли говорил и основатель компании Oy Visual Systems и создатель «No fear. The Community» Пекка Вильякайнен. «К сожалению, в России принципиально иное, чем в остальном мире, понимание слова «инновация». Здесь оно воспринимается как некое абстрактное явление, но это неверно, - отметил Пекка Вильякайнен. - Актуальная задача в этом контексте – реальное внедрение инноваций в технологические, логистические и бизнес-процессы компаний и, как результат, создание позитивной среды для новых высокооплачиваемых рабочих мест. Что, в свою очередь, приведет к глобальной конкурентоспособности российских компаний». В числе проблемных областей, где для дальнейшего развития требуется значительная доработка и модернизация, Пекка Вильякайнен назвал клиентское обслуживание, связи с международными логистическими хабами и доставку товаров в Россию.

Примером успешного кейса, реализуемого в рамках Единого Экономического Пространства, стал проект создания «Объединенной транспортно-логистической компании».

По словам президента ОТЛК Петра Баскакова, если в 2011 году сухопутный транзит из Китая в Европу начался с 14 контейнерных поездов по единственному маршруту Чунцин – Дуйсбург, то в 2014 году общее количество поездов по разным маршрутам составило 228. Среди этих маршрутов (помимо Чунцин – Дуйсбург) Ченгду – Лодзь, Женгжоу – Гамбург, Вухань – Пардубице, Иву – Мадрид. А в 2015 году – по оптимистическому сценарию ОТЛК – общее количество поездов из Китая в Европу должно превысить 420.

По предварительным оценкам, мультипликативный экономический эффект от деятельности ОТЛК за счет дополнительной загрузки смежных отраслей в ближайшие 7-10 лет может обеспечить дополнительный вклад в ВВП стран ЕЭП в размере 11 млрд долларов и обеспечить создание 43 тысяч рабочих мест, в том числе в ВВП России – 5 млрд долларов и свыше 17 тысяч рабочих мест.

Участники конференции также обсудили факторы, которые осложняют реализацию инфраструктурных проектов в России, такие как высокая стоимость финансовых ресурсов на внутреннем рынке и низкий уровень конкуренции. «Любой инфраструктурный проект требует долгосрочных финансовых ресурсов, а раз речь идет о конкурентоспособности, как в случае с транспортно-инфраструктурными проектами, то и ценовой доступности этих ресурсов. Однако денежно-кредитная политика РФ в этом смысле не способствует реализации таких проектов», – считает президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.

Эксперты сошлись в том, что России необходимо развивать экономический коридор, соединяющий Европу и страны АТР: это будет выгодно всем участникам процесса.

Следующая конференция ДЭК «ДИАЛОГИ» на тему «Новые модели финансирования и привлечения частных и иностранных инвестиций в проекты транспортно-логистических коридоров» состоится 16 июня 2015 года.

 

Присоединиться к обсуждению
Актуальное видео
Вячеслав Никонов о политике политических элит стран СНГ в области русского языка

Уроки русского языка вновь включены в школьную программу

Программа РБК-ТВ "Ирина Прохорова. Система ценностей"
Итоги дискуссий
Цитаты

Задача государства не в том, чтобы затруднить доступ на наш рынок труда иностранцам, а в том, чтобы все они были надлежащим образом легализованы.

Борис Титов, бизнес-омбудсмен

Информационное общество и медиа
Политика