"Каждый рубль инвестиций в железнодорожную инфраструктуру дает 1,46 рубля мультипликативного эффекта для всей страны"

Руслан Гринберг, директор Института экономики РАН:

Мы говорим о транспортном коридоре, о том, что пора уже от риторики переходить к решительным действиям. На самом деле это не происходит, это лично у меня вызывает озабоченность, потому что наши друзья китайцы начинают серьезную работу. Я не хочу сказать, что они наши прямые конкуренты, То есть, у нас есть очень широкие поля для кооперации в рамках двух проектов. Но то, что мы все еще раскачиваемся, а они начинают работать, это неправильный факт. И мы сегодня собрались, чтобы обсудить, какие шаги должны быть предприняты для того, чтобы началась реальная жизнь. Потому что нет лучше времени для начала таких мегапроектов, как кризис.

Правда, правительство наше говорит, что все позади, вроде бы все хорошо, на самом деле не ясно, хорошо или нет, но они должны излучать оптимизм, а мы можем спорить с ними. Я думаю, что продолжается история с тем, что народ с Дальнего Востока собирается переезжать в европейскую часть - это очень грустно, потому что, если думать о стране, то она не должна быть такой неоднородной, как сегодня. И поэтому, это и политическая, и экономическая, и культурная задача – освоение Дальнего Востока.

Потребность в инвестициях на развитие БАМа и Транссиба оценивается в 562,5 млрд рублей. Прежде всего это государственные инвестиции.  Инвестиции – это именно то, в чем сегодня острее всего нуждается российская экономика. По известным расчетам, каждый рубль инвестиций в железнодорожную инфраструктуру дает 1,46 рубля мультипликативного эффекта для всей страны. То есть инвестиции «будят» не только инвестиции в смежных отраслях, но и новый спрос.

Есть традиционное возражение, что госинвестиции неэффективны. Я рассуждаю как экономист. Там, где государство или его госкомпании берутся за проект, который может реализовать частник, они, действительно, как правило, уступают по эффективности частнику. Но за такие проекты, как, например, «Восточный полигон», частник просто не сможет взяться. Непреодолимый для него ограничитель в том, что инвестиции будут не окупаемы на горизонте 85 лет. А мультипликативный эффект может учесть только государство, но никак не частник. Без таких масштабных проектов нам не решить стоящие перед страной инфраструктурные проблемы, а без их решения не добиться расширения частных инвестиций. Во-вторых, подчеркивает он, подобные проекту по своему масштабу именно государственные еще и потому, что без них не произойдет ускорения развития территорий. В- третьих, как указывал в своей статье глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, «сейчас риски госинвестиций существенно ниже рисков отсутствия инвестиций». И вообще пора воровать с прибыли, а не с операционных расходов.

Давайте вспомним Столыпина: «Деньги ходят по дорогам». Для экономики деньги - это жизнь. Мы должны научиться успешно реализовывать крупные инфраструктурные проекты, которые станут основой для развития в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке новых производств, появления новых рабочих мест и новых городов. 

Присоединиться к обсуждению
Актуальное видео
Вячеслав Никонов о политике политических элит стран СНГ в области русского языка

Уроки русского языка вновь включены в школьную программу

Программа РБК-ТВ "Ирина Прохорова. Система ценностей"
Итоги дискуссий
Цитаты

Задача государства не в том, чтобы затруднить доступ на наш рынок труда иностранцам, а в том, чтобы все они были надлежащим образом легализованы.

Борис Титов, бизнес-омбудсмен

Информационное общество и медиа
Политика