"Ставка по кредитам выше 9% «убивает» любой инфраструктурный проект"

Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков:

Говоря об инфраструктурных проектах, в частности, о конкурентоспособности перевозок, я все равно тему сведу к тому, что любой инфраструктурный проект требует долгосрочных финансовых ресурсов. Ни один проект без финансовых ресурсов не обходится, но инфраструктурные особенно нуждаются в долгосрочности. И раз речь идет о конкурентоспособности, то надо говорить и о ценовой доступности ресурсов.

Если задача не ставится, она не будет реализована. Но только одной постановки задачи, если общая ситуация вокруг не способствует ее реализации, тоже будет недостаточно, ибо наступает некая утомленность от крупных масштабных проектов, от нереализованности в том объеме, в каком есть ожидание самих участников рынка.

Но если говорить о финансовой составляющей, то я всегда задаюсь вопросом: как можно быть конкурентоспособным в любой сфере, тем более в инфраструктурной, при таком уровне стоимости ресурсов? Как можно призывать к ГЧП, не стимулируя частных инвесторов к инвестициям, в условиях, когда есть гарантия этим инвестициям с одной стороны. Причем гарантии не только уголовно-правовые, гражданско-правовые, судебные, но гарантии, что инвестор в случае необходимости сам может выступить не только в качестве инвестора, но и заемщика. Потому что любой инвестор все равно рефинансирует свои вложения. Любой инвестор является и инвестором, и заемщиком.

Но мы живем в двухзначной системе [процентных ставок по кредитам], считая ее нормальной. Мы считаем, что кредит за 15% это уже здорово, это хорошо, а если 12, то это просто благодать. Когда ставка по кредитам выше 9%, то это уже убивает не только конкурентоспособность, но убивает сам бизнес на корню. Вы мне скажете, зачем я центр тяжести переношу в эту сферу, мы сейчас обсуждаем транспортную логистику, инфраструктуру?

Для того чтобы мы вообще могли рассматривать нашу конкурентоспособность. Особенно в таких масштабных, очень важных, я вообще к транспортной инфраструктуре, как и в целом к инфраструктуре, отношусь с глубочайшим уважением. И меня убивают цифры, когда за 10 дней Китай строит дорог больше, чем мы за год. Мои родители работали в 1974-1976 годах в Китае, тогда там не было вообще инфраструктуры, а аэропорт закрывался на амбарный замок после того, как аэрофлотовский самолет прибывал, и наши дипломаты уезжали в посольство. Когда я прилетел туда первый раз в 1989 году, то это был один их крупнейших аэропортов в регионе.

А у нас количество авиационной инфраструктуры, количество гражданских аэропортов в нашей стране за 25 лет сократилось вдвое. И когда мы смотрим на железные дороги, и на автомобильные дороги, ситуация та же самая.

Инфраструктура дорожная и транспортная - это кровеносная система, особенно для движения товара. Потому что финансы свои трафики находят виртуальные.

И в этом смысле задача важнейшая, но если мы все не будем союзниками в понимании того, что для этого нужны доступные финансовые ресурсы, а на это должна быть нацелена политика государства, денежно-кредитная политика, ничего не получится. Поэтому в этих условиях у нас диалог с ЦБ по принципиальной позиции: или жесткая денежно-кредитная политика, или политика количественного смягчения.

Если мы не изменим парадигму в этом направлении, то боюсь, что эти проекты останутся только как государственные. Частный сектор тут будет ни при чем. Государство у нас богатое, ресурсов у нас много. Если отвлекать на соответствующие задачи с прибыли или с расчетного обслуживания операционных расходов, то можно найти ресурсы. Но это тогда будет социалистическая плановая экономика, которая выстроила такую инфраструктуру, результаты которой мы пожинаем и по сей день.

Мегапроект обычно реализуется мегаучастниками и все, что «мега», все, что «спец» - это все от лукавого. И как раз это очень благодатная пища для того, чтобы удобно было воровать с операционных расходов, а не с прибыли. Поэтому надо идти через диверсификацию, через конкуренцию, через привлечение ресурса разного масштаба, который объединяется в пулы. Конкуренция тянет цену вниз и создает возможность создания вокруг этих инфраструктурных проектов то, что было сказано, индустриальных комплексов, и новых центров развития. Вот эта логика мне понятна. Вот эта логика эффективна.

Считаю, что конкуренция мощнейший фактор нормального устойчивого развития, в том числе и гигантских проектов такой большой страны как наша.

В противном случае, это колосс на глиняных ножках, и он рано или поздно, но скорей рано, чем позже, рассыпается, к сожалению.

 

Присоединиться к обсуждению
Актуальное видео
Вячеслав Никонов о политике политических элит стран СНГ в области русского языка

Уроки русского языка вновь включены в школьную программу

Программа РБК-ТВ "Ирина Прохорова. Система ценностей"
Итоги дискуссий
Цитаты

Задача государства не в том, чтобы затруднить доступ на наш рынок труда иностранцам, а в том, чтобы все они были надлежащим образом легализованы.

Борис Титов, бизнес-омбудсмен

Информационное общество и медиа
Политика