Михаил Дмитриев:«Чтобы выйти на стадию эффективного инвестиционного роста, рубль должен будет частично ревальвироваться"

Президент партнерства «Новый экономический рост» Михаил Дмитриев считает принятый правительством антикризисный план «антикризисными мерами по уменьшению масштабов спада». Он считает, что в нынешних макроэкономических условиях рост невозможен.

В конце января правительство РФ обнародовало антикризисный план помощи российской экономике на 2015-2016 годы в размере 2,332 трлн рублей, включая один трлн рублей, уже выделенный на докапитализацию банков. Учитывая, что прогнозируемый ВВП РФ на 2015 год составит порядка 77,5 трлн рублей, антикризисный план можно оценить в три процента от ВВП РФ.

Заложенные в плане средства «не ведут к повышению инвестиционного потенциала – они лишь возмещают банкам и вкладчикам уже возникшие потери».

В напряженной ситуации с доступом к кредитным ресурсам и любым источникам инвестиций речь может идти почти исключительно об импортозамещении за счет существующих незагруженных мощностей, полагает экономист.

При этом импортозамещение будет сталкиваться с сильно перегретым рынком труда. Чтобы добиться более существенного межсекторального перетока рабочей силы, нужно было бы уже с будущего года начать повышать пенсионный возраст, но к этому правительство не готово, отмечает Дмитриев.

По его мнению, чем более решительными будут меры по улучшению инвестиционного климата, тем более позитивно они сработают на стадии возобновления инвестиционного роста. Но это не произойдет в ближайшие два года.

Он также считает, что в бюджетном правиле сейчас нет особого смысла. «Все равно при нынешних ценах на нефть текущие нефтегазовые доходы будут использоваться на покрытие текущих бюджетных расходов. Придется расходовать средства Резервного фонда и ФНБ, и главным ограничением при этом является не текущее правило, а то, что они включены в резервы ЦБ».

Золотовалютные резервы ЦБ сейчас меньше $400 млрд. За вычетом средств резервных фондов, золотых запасов и других неликвидных активов остается порядка $100–110 млрд ликвидных резервов. Для российского платежного баланса оценки МВФ дают минимальный уровень в $70 млрд. На основе анализа этих данных Дмитриев предполагает, что спекулятивная ситуация, когда нефть пробьет $40 и упадет до $30, вызовет мощнейшую атаку на рубль.

Михаил Дмитриев уверен, что активный мобилизационный сценарий, скорее всего, приведет к частичной или полной неконвертируемости рубля, дефолтам российских заемщиков по внешним долгам и тем самым отрежет российскую экономику от доступа к технологическому обновлению. «Прожив этот кризис, российская экономика снова может выйти на слабые темпы экономического роста – 1–2% в год. Но качество роста будет плохим», - отмечает он.

На его взгляд, главный приоритет пока ЦБ и правительство формулируют правильно – обеспечить минимальную финансовую устойчивость экономики и не пытаться подвергать ее смертельным рискам путем реализации суперагрессивной промполитики, основанной на эмиссии рублей. Источником роста будет улучшение платежного баланса.

«Чтобы выйти на стадию эффективного инвестиционного роста, рубль должен будет частично ревальвироваться. Для этого как минимум мы должны избегать дефолтов, восстановить для российских компаний доступ на внешние финансовые рынки, увеличить приток капитала, включая прямые иностранные инвестиции», - резюмирует экономист.

Присоединиться к обсуждению
Актуальное видео
Вячеслав Никонов о политике политических элит стран СНГ в области русского языка

Уроки русского языка вновь включены в школьную программу

Программа РБК-ТВ "Ирина Прохорова. Система ценностей"
Итоги дискуссий
Цитаты

Задача государства не в том, чтобы затруднить доступ на наш рынок труда иностранцам, а в том, чтобы все они были надлежащим образом легализованы.

Борис Титов, бизнес-омбудсмен

Информационное общество и медиа
Политика