«Нужна стратегия страны – куда мы движемся, а в зависимости от этого, какие нам нужны инфраструктурные проекты»

Юрий Саакян, генеральный директор Института проблем естественных монополий:

Мы говорим: инфраструктурные проекты, могут ли они вытащить экономику или не могут. Без некой артикулированной стратегии, куда вообще мы идем, это <> абсолютно неправильная постановка вопроса.

Вот, например, 24 марта в Совете Федерации были парламентские слушания, посвященные стратегии развития российских сетей, и Бударгин [Олег Бударгин, генеральный директор ОАО «Российские сети» и председатель совета директоров ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» («ФСК ЕЭС»)] там говорил, что: «Понимаете, мы строим определенные мощности, мы тратим на это деньги, а вдруг потом выясняется, что это не было никому нужно и никто не подключается. Но где же были все эти, в том числе, и губернаторы, которые настаивали на том, что эти мощности им будут завтра нужны? А теперь мы их построили, мы потратили деньги, мы это вложили в тариф, соответственно, сегодняшний потребители стали платить дороже за то, что мы построили, выяснилось, что это никому не нужно и о какой тогда окупаемости с мультипликаторами или без оных мы в данном случае можем говорить?».

То есть в любом случае все проекты должны быть очень хорошо просчитаны и укладываться в некую определенную стратегию развития государства. Это первое.

Второе – какова роль государства в этом деле. Наверное, показать вектор. Здесь уже упоминались проекты высокоскоростного сообщения. Насколько я понимаю, экономический блок правительства настаивает на том, что – да, если там и будет госфинансирование, то, соответственно, 40-50%. Но ведь дело в том, что во всем мире 70% высокоскоростное железнодорожное сообщение, и 70%, не менее, финансирует государство.

В Китае – 100%. Давайте мы возьмем, например, Японию, где все доблестно докладывают о том, что абсолютно окупаемый проект высокоскоростных железных дорог «Синкасэн». Но там все очень просто: построило государство, ремонтирует государство и, соответственно, операторская компания только окупает операционные затраты, и билеты недешевые, кстати говоря.

Дело в том, что инфраструктурный проект частный бизнес не потянет. Даже если будет абсолютно благоприятная экономическая ситуация, если будет абсолютный рост промышленности экономики, ВВП и прочего, инфраструктурные проекты по большей части не окупаются. Если мы берем строительство автодорог, железных дорог, энергетической инфраструктуры. Либо у них сроки окупаемости такие большие, что это совсем неинтересно частному бизнесу, либо они не окупаются вообще, а окупаются за счет дополнительных, других эффектов.

Если взять расширение Восточного полигона. Дополнительные грузы, которые появятся (кстати, еще вопрос – появятся или нет), за счет этих дополнительных грузов, дополнительных рабочих мест, дополнительных налогов для бюджета возникает определенная окупаемость и, опять-таки, не очень быстрая.

Поэтому нужна стратегия страны – куда мы движемся, а в зависимости от этого, какие нам нужны инфраструктурные проекты. Нужен нормальный качественный прогноз.

Присоединиться к обсуждению
Актуальное видео
Вячеслав Никонов о политике политических элит стран СНГ в области русского языка

Уроки русского языка вновь включены в школьную программу

Программа РБК-ТВ "Ирина Прохорова. Система ценностей"
Итоги дискуссий
Цитаты

Задача государства не в том, чтобы затруднить доступ на наш рынок труда иностранцам, а в том, чтобы все они были надлежащим образом легализованы.

Борис Титов, бизнес-омбудсмен

Информационное общество и медиа
Политика