Три типа эффектов от реализации инфраструктурных проектов

Председатель совета директоров компании INECO Пабло Васкес Вега: Экономический рост, уровень доходов и общее развитие общества зависят от развития деятельности на определенной территории, поэтому наличие адекватной транспортной системы является первостепенной необходимостью. Транспорт высокоскоростной железной дороги создает значительные социально-экономические изменения: совершенствуются города и регионы, по территориям которых он проходит, и остальные регионы страны — благодаря влиянию высокоскоростной железной дороги на общую транспортную систему.

Ранее в интервью «Коммерсант-Власть», эксперт рассказал: «Как строительство, так и эксплуатация высокоскоростных железнодорожных инфраструктур могут принести пользу всем агентам экономики, снижая затраты и повышая производительность, усиливая обеспечение взаимодополняемости интермодальных транспортных систем и содействуя передвижению людей и товаров.

Оценка эффективности инвестиций в транспортную инфраструктуру, как правило, осуществляется в рамках макроэкономического подхода, то есть, учитывая совокупное влияние на экономику.

К традиционным макроэкономическим эффектам относится изменение валового продукта (темп роста ВВП), уровня благосостояния (ВВП на душу населения) или продуктивности факторов производства (частный капитал, труд) как результат государственных инвестиций в инфраструктуру.

Испания приложила значительные усилия для развития высокоскоростных железных дорог и интермодальных перевозок.

Оценка краткосрочного воздействия может измеряться изменением экономической деятельности, генерируемой в процессе строительства государственных объектов, и дополнительных эффектов, которые вызывают спрос на товары и услуги в остальной части экономики.

Строительство высокоскоростной линии представляет собой значительную инвестиционную нагрузку, которая оказывает краткосрочное экономическое влияние на экономическую деятельность (увеличение ВВП) и занятость.

Измерения этих воздействий дают возможность оценить прямые, косвенные и индуцированные последствия строительства высокоскоростной линии.

Различаются три типа эффектов. Прямые эффекты соответствуют увеличению производства в тех секторах, которые получают напрямую инвестиции в инфраструктуру (в основном в секторе строительства, но также и в других секторах). Косвенные эффекты — наращивание производства в обеспечивающих секторах (строительство, промышленность). Дополнительные эффекты — увеличение доходов компаний и индивидов как результат роста ВВП.

Анализ межотраслевого баланса (метод Леонтьева) дает возможность рассчитать эффекты (прямые, косвенные и дополнительные) в виде доходов, продукции, добавочной стоимости, рабочих мест. Дополнительные эффекты со временем могут удвоить все прямые и косвенные эффекты.

В качестве примера можно привести проведенные в Испании исследования, которые показали, что каждый инвестированный в инфраструктуру €1 млн создает в виде прямых, косвенных и дополнительных эффектов около 20-30 рабочих мест. А рост ВВП в этом случае составит от €1 млн до €1,5 млн. Для расчета совокупности краткосрочных эффектов используется метод мультипликатора инвестиций, позволяющий определить влияние на ВВП.

После завершения инфраструктурной стройки возникают конкурентные преимущества, которые ощущаются через рост производительности. Например, железная дорога может снизить стоимость перевозки потребителей и материалов, повышая эффективность и продуктивность компаний в зоне охвата.

Господствующая точка зрения состоит в том, что чем больше государственные вложения в инфраструктуру, тем выше будут производительность и рост ВВП.

Макроэкономические эффекты играют в пользу глобальных планов по инвестициям в транспортную инфраструктуру. Но, когда речь идет о конкретном инфраструктурном проекте, конкретные выгоды могут быть просчитаны и с микроэкономической точки зрения (экономии времени, повышении безопасности, улучшении комфорта и качества поездки, снижении аварийности, повышении надежности и пунктуальности при передвижениях на данном виде транспорта, большей заботе об окружающей среде и т. д.).

Очень часто в процессе определения приоритетов государственных инвестиций оценка транспортного проекта включает в себя анализ рентабельности, в рамках которого сравниваются затраты и доходы проекта для общества на протяжении его жизненного цикла. Кроме того, проводится анализ рентабельности/финансовой оценки, позволяющий помимо прочего учитывать в рамках процесса принятия решений позицию предпринимателей. Причем в этом случае не важно, какие деньги будут вкладываться, государственные или частные.

Оба анализа дополняют друг друга. В то время как финансовый анализ включает в себя только доходы и расходы частников, экономическая или социально-экономическая оценка включает в себя все доходы и затраты независимо от того, кто является бенефициаром, а кто — потерпевшим. <>

Cуществует целый ряд эффектов, которые по своему характеру не могут быть включены в анализ затрат-доходов, но могут быть учтены в рамках более сложной оценки. К подобным эффектам относятся планирование территории, локализация экономической деятельности, развитие туризма, городского планирования или сокращение барьеров.

Финансовая оценка крупных капиталоемких инвестиций объединяет методы из проектного финансирования с традиционным инвестиционным анализом. В рамках финансовой оценки вычисляется приток доходов и платежей в течение всего жизненного цикла проекта. Учитывается не только рентабельность денежного потока самого проекта, но и рентабельность для акционеров. Что касается акционеров, то в этом случае рентабельность будет определяться в том числе различными налоговыми и бухгалтерскими решениями, а также соответствием основному характеру деятельности.

В рамках анализа, особенно в отношении новых строительных проектов, важно также учитывать риски, которые могут быть определены, для управления ими и смягчения их последствий. В этом случае будет легче обеспечить успех проекта, даже несмотря на некоторые изменения. Эти методы дают возможность управлять рисками, которые без должного контроля могут привести к проблемам с перерасходованием запланированных средств и задержкой с вводом в эксплуатацию. Прежде всего, речь идет о земельных рисках, геотехнических рисках на протяжении всей длины тоннелей, урбанистических рисках на въездах в большие города.

Привлекательность новой транспортной инфраструктуры связана в том числе с интермодальными центрами».

 

Присоединиться к обсуждению
Актуальное видео
Вячеслав Никонов о политике политических элит стран СНГ в области русского языка

Уроки русского языка вновь включены в школьную программу

Программа РБК-ТВ "Ирина Прохорова. Система ценностей"
Итоги дискуссий
Цитаты

Задача государства не в том, чтобы затруднить доступ на наш рынок труда иностранцам, а в том, чтобы все они были надлежащим образом легализованы.

Борис Титов, бизнес-омбудсмен

Информационное общество и медиа
Политика