"Крупномасштабные проекты, особенно инфраструктурно-транспортные - объективно конек для России"

Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО), рассказал в интервью EastRussia.ru:

Проект не случайно называется «полигон»: он предполагает развертывание работ на обширном пространстве Сибири и Дальнего Востока, в первую очередь в Приморье, зонах Транссиба и БАМа. Именно на этой базе рассчитывается произвести активизацию региональной экономики, создать условия для инвестиций в добывающую промышленность и одновременно повысить качество, скорость и объем перевозок на транссибирской магистрали и по БАМу.

Проект решает очень важную задачу для страны: он развивает восточное побережье. <> Одновременно есть задача повысить конкурентоспособность железнодорожных перевозок по сравнению с контейнерными перевозками по морю, увеличив долю транзитного потока товаров из Азии в Европу.

Ну, а дальше есть также планы по строительству новых железнодорожных линий вплоть до Северной Америки через Берингов пролив. Это, конечно, задачи на далекую перспективу. А пока важно связать в единую систему железнодорожное сообщение и погрузочно-разгрузочный блок Приморья.

Важным фактором в пользу проекта «Восточный полигон» является то, что ситуация в российской экономике не самая благоприятная. Если посмотреть объективно, то в России для стимулирования экономики нужны крупные проекты. <> Особенность «Восточного полигона» еще и в том, что он способен обеспечить заказами российскую тяжелую промышленность. И металлургическую, и машиностроительную, и рельсовое производство, и строительный сектор, потому что потребуется возводить новые здания. И не только здания новых промышленных предприятий, но и новые города, развивать новые станции и систему рокадных железных дорог. «Восточный полигон» теоретически должен соединить целый ряд направлений, таких как лесопромышленность, горная промышленность, машиностроение, то есть всю обрабатывающую промышленность и инновационную сферу, потому что потребуется многочисленная техника. Будет очень хорошо, если заказы получат российские предприятия.

Предполагается, что «Восточный полигон» будет работать как проект, активизирующий спрос. Спрос хотя бы в формате бизнес для бизнеса, а затем и в формате потребительского спроса. Это новые рабочие места, которые оздоровят рынок труда в стране.

<>Конфликт с Европейским Союзом и США ставит под удар сложившиеся торговые отношения с этими странами, в первую очередь европейскими, потому что становится непонятно, сохранятся ли стабильные поставки российского сырья на эти рынки, будет ли усиливаться конкуренция с российскими товарами, будет ли выдавливаться российское сырье. В этих условиях Россия совершает поворот на Восток, и начинается сближение с Китаем. Кстати, Китай тоже получил серьезный урок в последнее время. Именно поэтому китайские инвесторы заинтересованы в том, чтобы активнее работать в Приморье и Сибири.

В 2012 году произошла экономическая блокада Ирана, и ЕС, США и их партнеры продемонстрировали Китаю, что его морские коммуникации очень легко могут обрубаться, а Китай колоссально зависит от импорта. Несмотря на то, что Китай выплавляет огромное количество стали, добывает огромное количество руды и угля, ему постоянно не хватает сырьевых ресурсов. В этих условия есть единственная страна, которая способна обеспечить Китаю стабильные и надежные поставки, - Россия.

Между тем, в Китае говорят о строительстве Шелкового Пути - железной дороге, которая пойдет по направлению Южного Шелкового Пути через Иран, Афганистан, возможно Пакистан, или обогнет эти опасные зоны через Казахстан. Но это пока проекты, а готовые линии коммуникаций, которые возводились не одно десятилетие, есть только у России. «Восточный полигон» может внести изменения в направление мирового потока товаров, по крайней мере, в масштабах Евразии - крупнейшего и самого развитого экономически континента в мире. Проект действительно имеет большое евразийское значение. В нем заинтересованы Южная Корея и другие страны, которые хотели бы использовать железнодорожные пути для поставки товаров. Российские компании также планируют многочисленные инвестиции в добычу в этом регионе различных природных ресурсов.

<>Но главная проблема «Восточного полигона», на мой взгляд, в том, что он требует от государства изменения собственной роли в экономике. Это та ситуация, когда государство само должно инвестировать. Не секрет, что Транссиб (а про БАМ и говорить нечего) строилась при непосредственном и активнейшем государственном участии. Сегодня, когда стоит задача сделать Приморье ускорителем, может быть даже локомотивом, российской экономики, невозможно обойтись без государственных инвестиций.

<>Долгосрочный характер проекта является гарантией для инвесторов, что их капиталовложения будут отбиты. Что это не проект на год, когда вы должны очень быстро инвестировать и быстро уйти. Вы можете быть уверены в том, что государство не бросит данное направление работы. Я уверен, многие испугаются масштаба затрат – ориентировочная стоимость проекта 60-65 млрд долларов. Но я уверен, что этого недостаточно, в регион надо вложить в несколько раз больше, чтобы получить максимальный эффект.

[Пока] ничего не происходит, потому что нет достаточного количества инвестиций. Никто не уверен, что эти инвестиции будут окупаться в ближайшее время просто из-за общей картины российской экономики.

Поиск попыток частных решений с формальным, глухонемым подходом к инвестиционной привлекательности полностью провалился. Точно так же провалился подход, связанный с частными, локальными зонами оживления, например в Сочи. <> Поэтому крупномасштабные проекты, особенно инфраструктурно-транспортные - объективно конек для России.

Я думаю, что от реализации «Восточного полигона» первоначально выиграют регионы юга Дальнего Востока. Приморье, Южная Сибирь. Дальнейшее будет зависеть от развития рокадной системы железнодорожного сообщения. Якутия - в какой-то момент, потому что с расширением железных дорог становятся более выгодными разработки многих природных ресурсов. Невозможно вести добычу железной руды в северных областях, переправляя продукцию на самолетах. Это безумно дорого, нерационально, неконкурентоспособно. С развитием сети железных дорог появляется возможность выгодно добывать природные ресурсы, причем переработка может организовываться на месте. 

Таким образом, проект «Восточный полигон» соединит и транзитное движение товара, и движение товаров местных, и увеличение товарооборота для РЖД, и увеличение спроса для российского рынка. 

Присоединиться к обсуждению
Актуальное видео
Вячеслав Никонов о политике политических элит стран СНГ в области русского языка

Уроки русского языка вновь включены в школьную программу

Программа РБК-ТВ "Ирина Прохорова. Система ценностей"
Итоги дискуссий
Цитаты

Задача государства не в том, чтобы затруднить доступ на наш рынок труда иностранцам, а в том, чтобы все они были надлежащим образом легализованы.

Борис Титов, бизнес-омбудсмен

Информационное общество и медиа
Политика