Новая карта Азии по версии Пекина: все дороги ведут в Китай

В долине, окруженной покрытыми снегом вершинами, на границе Китая с Казахстаном, становятся явью амбициозные мечты Пекина о переделе геополитической карты Азии. Именно на этом отдаленном аванпосте, некогда перевалочном пункте для купцов Великого Шелкового Пути, идет строительство одного из новейших городов Китая. Хоргос был основан в сентябре нынешнего года, и там, на территории, вдвое превышающей площадь Нью-Йорка, живут всего лишь 85 000 человек, включая население окрестностей, ничем не примечательных, кроме лавандовых полей.

Преобразование сонного пограничного пункта в транснациональный железнодорожный, энергетический и логистический хаб "Экономического Пояса Великого Шелкового Пути" является частью плана, торжественно обнародованного Председателем КНР Си Цзиньпином в прошлом году. Его цель -  установить новые торговые и транспортные связи между Китаем, Центральной Азией и Европой.

Хоргос  - это лишь один из множества элементов в широкомасштабной попытке Китая связать окружающие регионы сетью трубопроводов, автомобильных и железных дорог, а также портов, полагают дипломаты и эксперты, изучившие далеко идущие планы, которые стали достоянием общественности во многом благодаря появлению Хоргоса на карте.

Эти планы, которые включают также заключение Азиатско-Тихоокеанского соглашения о свободной торговле, создание Азиатского инфраструктурного инвестиционного банка с капиталом $50 млрд и Фонда Шелкового Пути с капиталом $40 млрд.

Председатель КНР Си Цзиньпнн объявил об этом в начале ноября, пообещав как субсидии, так и инвестиции от частных и государственных китайских компаний.

В обращении к деловой элите он сказал, что планы Китая будут способствовать экономическому росту и улучшат инфраструктуру всего региона, что поможет осуществить "Азиатско-Тихоокеанскую мечту". И этот тезис вторит его внутриполитическому лозунгу - омоложение нации с помощью "Китайской Мечты". "Укрепляя свою национальную мощь, Китай обретает возможности и волю внести больший вклад в общественное благо Азиатско-Тихоокеанского региона и всего мира”, - сказал он.

Эта попытка призвана служить как бы успокоительным противовесом недавнему военному усилению Китая, которое встревожило его соседей и подтолкнуло США к тому, чтобы перевести вектор военной и политической стратегии в направлении Азии. Пекин сейчас пробует убедить страны Азии и вне ее в том, что признание Китая в качестве главенствующей силы на континенте не противоречит их интересам.

Некоторые иностранные и китайские ученые, в том числе Чжай Кунь, профессор Пекинского университета международных отношений, уподобляют китайский рывок плану Маршалла, который помог восстановить Европу после 1945 года. Иные сравнивают его с той системой, которая заставляла другие народы и племена платить Китаю дань, и которая позволяла Китаю доминировать в Восточной Азии на протяжении двух последних тысячелетий.

Председатель Си Цзиньпнн утверждает, что новый инфраструктурный банк и Фонд Шелкового Пути "могли бы дополнить, а не заменить" существующие кредитные учреждения. Однако некоторые западные политики обеспокоены тем, что приток китайских денег может подорвать стандарты корпоративного управления в существующих кредитных учреждениях, таких, как Всемирный банк – особенно если Китай начнет переводить средства на счета своих собственных компаний и инвестировать в проекты, политически мотивированные или наносящие вред окружающей среде.

В преддверии саммита АТЭС информированные источники сообщили, что США заблокировали усилия Китая, направленные на начало переговоров о зоне свободной торговли в Тихоокеанском регионе, поскольку эта инициатива противоречит альтернативе, поддерживаемой Вашингтоном, – Транс-Тихоокеанскому партнерству, куда Китай не входит.

США также активно противодействуют вхождению крупных экономических структур в Азиатский инфраструктурный инвестиционный банк, основанный в октябре 2013 года Китаем совместно с двадцатью странами в качестве альтернативы Всемирному банку, где ведущую роль играют Соединенные Штаты, а также в Азиатский банк развития, управляемый Японией.

Китай на протяжении долгого времени стремился расширить свое влияние в Азии за счет финансовой помощи и инвестиций, а также заполучить доступ к центрально-азиатским энергетическим ресурсам. Некоторые предпринимаемые сейчас усилия  - всего лишь ребрендинг более ранних проектов.

Председатель Цзиньпин во время визита в Центральную Азию в сентябре 2013 года предложил создать Экономический пояс Великого Шелкового Пути, который должен был стать одним из основных элементов этих усилий. Он выступил с инициативой создания транспортного коридора, который соединил бы Тихий Океан с Балтийским морем, а также связал бы Восточную Азию с Южной Азией и Ближним Востоком. Это позволило бы создать единый рынок на территории с населением около трех млрд. человек.

Во время этого визита он присутствовал при подписании сделок на сумму $30 млрд долларов в Казахстане, в том числе по нефтегазовым проектам, а также согласился предоставить $3 млрд в качестве кредитов и инвестиций в инфраструктуру Киргизстана.

В Индонезии, буквально через месяц, он предложил реализовать еще один опорный пункт этого плана - создание морского торгового коридора, который назвал Морским Шелковым путем XXI столетия. Этот шаг повлек бы за собой строительство или модернизацию портов и промышленных комплексов в Юго-Восточной Азии и вне ее, в том числе в Шри-Ланке, Кении и Греции. При этом объем двусторонней торговли с Юго-Восточной Азией вырос бы к 2020 году до 1 трлн долларов, что в два раза превышает прошлогодний уровень.

"Все это делается для того, чтобы народы Азии управляли делами Азии, разрешали проблемы Азии и поддерживали безопасность Азии," - сказал Председатель Си Цзиньпин, призвав азиатские страны к «ускорению процесса общего развития и региональной интеграции».

Хотя Си Цзиньпин и не упомянул США, многие китайские и западные аналитики убеждены, что его призыв обращен к Вашингтону: США должны признать ослабление своей роли в регионе, потребность в инвестициях в инфраструктуру которого, согласно Азиатскому Банку развития, составит к 2020 году $8 трлн.

В 2011 госсекретарь Хиллари Клинтон представила инициативу "Новый Шелковый Путь", разработанную с целью улучшения транспортного сообщения Афганистана с Центральной и Южной Азией. Однако, по мнению должностных лиц США, прогресс в реализации этой инициативы был сравнительно медленным.

Как утверждают китайские эксперты, у Китая, напротив, есть ресурсы и политическая воля для того, чтобы эффективно реализовать собственные планы. «Для Китая это приоритетная задача, на ней все правительственные ведомства сфокусированы», – сообщает Чжай Кунь из Пекинского Университета. "К тому же у Председателя Си Цзиньпнна  есть 10 лет на продвижение этих планов, тогда как у г-жи Клинтон было лишь два или три года".

В Хоргосе масштаб амбиций Китая очевиден. Годами граница здесь была закрыта из-за напряженных советско-китайских отношений. Хотя в 1983 году границу вновь открыли, объем торговли был вплоть до недавних времен пренебрежимо мал, поскольку отношения оставались напряженными, а дороги ужасными.

Все изменилось буквально за последние несколько лет. Сначала из Туркменистана в Хоргос пришел газопровод. Затем Китай построил скоростную автомагистраль до самой границы. В 2012 г. было завершено сооружение трансграничной железнодорожной линии, и была установлена приграничная зона свободной торговли.

В сентябре этого года Хоргос получил статус города, что дает местным властям больше полномочий для развития земель. На официальных картах и в заявлениях Хоргос сейчас фигурирует как главный китайский транспортный хаб Экономического Пояса Великого Шелкового пути.

Новый статус увеличил территорию Хоргоса почти в сто раз, сообщает Ву Хао, заместитель директора Хоргосской зоны свободной торговли. Более чем 20 млрд. юаней ($3,25 млрд) было инвестировано китайской стороной в торговую зону, которая включает пять многоэтажных оптовых рынков, где казахские торговцы покупают китайские автопокрышки, меха, электронику и прочие товары широкого потребления. Роскошный отель и выставочный центр будут готовы к 2017 году, говорит г-н Ву. Построены новые склады, элитные жилые комплексы и индустриальные зоны, а также новый железнодорожный вокзал.

Казахская сторона зоны свободной торговли явно отстает от соседа - там пока установлены только грузовые контейнеры и палатки, в которых продают российский шоколад и другую снедь. Казахские торговцы сетуют: до Алма-Аты, ближайшего к границе казахского города -- пять часов по ухабам. 

Казахские власти уверяют, что начнут строительство торговых комплексов и отелей в следующем году. Тогда же предполагается завершить модернизацию дороги до Алма-Аты. Это один из последних участков автомагистрали, соединяющей Лианунганг - порт на восточном побережье Китая  - с российским Санкт-Петербургом, который начнет функционировать в 2016 году.

Поезда уже везут грузы из Хоргоса через Казахстан и Россию в немецкий порт Дуйсбург. Перевозка по железной дороге занимает около 15 дней, тогда как морским путем – около 40. В сентябре партия автомобилей из Европы впервые была ввезена в Китай по железной дороге.

Чжан Цзянь начал торговать овощами в 1983 году в городе Инин, около 100 км от Хоргоса. Сегодня он владелец компании, которая, по его словам, в прошлом году выручила 60 млн. долларов от продажи фруктов и овощей в Средней Азии.

В следующем году он планирует построить комбинат по переработке и упаковке овощей и начнет экспорт через Казахстан в Россию, где растет спрос на продовольствие в связи с санкциями, введенными из-за украинского кризиса.

"Когда-то Хоргос был маленьким захолустным поселком", - рассказывает Чжан Цзянь, пока рабочие загружают один из его грузовиков чесноком. "Теперь он стал городом, но его репутация будет расти еще быстрее".

Джереми Пейдж, The Wall Street Journal

Присоединиться к обсуждению
Актуальное видео
Вячеслав Никонов о политике политических элит стран СНГ в области русского языка

Уроки русского языка вновь включены в школьную программу

Программа РБК-ТВ "Ирина Прохорова. Система ценностей"
Итоги дискуссий
Цитаты

Задача государства не в том, чтобы затруднить доступ на наш рынок труда иностранцам, а в том, чтобы все они были надлежащим образом легализованы.

Борис Титов, бизнес-омбудсмен

Информационное общество и медиа
Политика