Что нам стоит дом построить?

Что нам стоит дом построить?

Цена в строительстве – штука очень непростая. Практически каждое здание и сооружение имеет свою индивидуальную стоимость, формируют которую проектировщик, заказчик и подрядчик. Каждый из них преследует собственные коммерческие цели. И итоговая цена, по сути, – компромисс между всеми субъектами строительного производства. 
Недавно решительный шаг в сторону реформирования системы ценообразования в строительной отрасли решило сделать государство. Президент и Правительство поставили задачу – Минстрой РФ будет ее выполнять. На совещании у главы ведомства принято решение о создании научно-технического экспертного совета по ценообразованию экспертной площадкой для которого стало ФАУ «ФЦЦС». О том, как будет осуществляться реформа – наш сегодняшний разговор с руководителем Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов Сергеем Фокиным. 

Сергей Геннадьевич, расскажите подробнее, почему назрела необходимость в таком реформировании?
О необходимости реформирования системы ценообразования в строительной отрасли говорилось десятилетиями. Однако фактически первую в истории современной России реформу ценообразования в строительстве сейчас запустил Минстрой РФ с подачи Правительства РФ. Принято давно ожидаемое решение о необходимости государственного регулирования ценообразования в строительстве, и это поможет решить многие проблемы отрасли.
Государство является на сегодня крупнейшим заказчиком, многие стройки финансируются из региональных и федеральных бюджетов. Поэтому появление государственного задания по ценообразованию в области строительства - последовательный и логичный шаг. С его помощью Правительство Российской Федерации даёт старт технической и информационной реформе системы ценообразования в строительстве. А федеральное автономное учреждение «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» (ФАУ «ФЦЦС») становится не просто экспертной площадкой, но основным исполнителем госзадания, которое рассчитано на три года.

Какие минусы были в существующей до сих пор системе ценообразования?
До сих пор система ценообразования в строительстве представляла собой стихийный набор стремительно устаревающих методов управления, прогнозирования и оценки достоверности сметной стоимости строящихся объектов. Из-за противоречий в методологии и отсутствия внятной структуры система ценообразования в строительстве была не только непрозрачной, но и неудобной, не вызывающей доверия ни у государственных органов, ни у профессиональных сообществ, ни у крупных отраслевых корпораций.
Хаотичные связи между составными частями сметно-нормативных баз федерального, регионального и отраслевого уровней, низкий уровень контроля за их актуализацией, плавающие сроки внесения данных в сметно-нормативные документы – вот главные претензии к системе ценообразования у всех участников инвестиционно-строительного процесса.
Поэтому переход ценообразования в строительстве к государственному регулированию с единым координационным, методическим и контролирующим центром в лице Минстроя России и подведомственного ему ФАУ «ФЦЦС» становится сейчас единственным способом повышения эффективности государственных инвестиций.

Расскажите подробно, что конкретно будет представлять собой реформа? На какие этапы она разбита, на какой срок рассчитана? И в каких направлениях ждать перемен участникам строительного процесса? 
Первый этап реформы в системе ценообразования, как и государственное задание, рассчитан на три года и включает в себя разработку и актуализацию «Методики мониторинга стоимости строительных ресурсов» и создание постоянно обновляющейся автоматизированной базы данных сметных нормативов на основе вновь разрабатываемой информационно-справочной системы федерального уровня. Решение этих глобальных по масштабу задач позволит создать современную информационную платформу новой системы ценообразования и сметного нормирования, которая, в результате реформы, должна стать гибким, удобным инструментом для всех заинтересованных участников государственного инвестиционного процесса - заказчиков, исполнителей, государства и частных инвесторов.

Государственное задание по ценообразованию в области строительства сформировано впервые в истории современной России. Как при этом изменится существующий порядок ценообразования?
Появление государственного задания по ценообразованию в области строительства, будучи революционным по сути, предполагает эволюционный путь перехода отрасли на современную модель взаимодействия всех заинтересованных участников процесса. Существующий порядок ценообразования станет более простым и понятным, а унификация подходов и методов на базе вновь разрабатываемой информационной платформы позволит повысить качество всех видов экспертизы стоимости путем стандартизации требований к экспертам и экспертным организациям.
В частности, постоянный мониторинг и актуализация базы сметных нормативов даст возможность формировать обоснованную стоимость объектов капитального строительства. Порядок корректировки стоимости в Главгосэкспертизе и определение начальной максимальной цены на конкурсных процедурах останется прежним.

Расскажите о своей команде, которой предстоит выполнять эту важную задачу?
Сейчас ФАУ «ФЦЦС» находится в процессе реорганизации и команда сформирована не до конца. Поэтому пока могу сказать одно – для выполнения государственного задания на работу в ФЦЦС приглашены эксперты и специалисты высокого класса, способные решать задачи подобного уровня.

Вы сами – доктор медицинских наук, 13 лет работали заместителем главного государственного санитарного врача. В этом смысле ваше прошлогоднее назначение директором одного из департаментов Минстроя РФ, а затем – руководителем ФЦЦС стало, на первый взгляд, неожиданным…
На самом деле вся моя прежняя производственная деятельность в системе Роспотребнадзора была связана с архитектурой и строительством. Я возглавлял различные подразделения, которые осуществляли контроль за градостроительными процедурами, проектированием и строительством в части обеспечения норм безопасности и соблюдения требований санитарных норм. В течение многих лет я был участником многих комиссий и комитетов Правительства Москвы в области градостроительства, участвовал совместно с моим коллегой, бывшим главным архитектором Москвы, Кузьминым Александром Викторовичем, в разработке генерального плана Москвы. Кроме того, на протяжении нескольких лет я являюсь профессором Московской международной академии архитектуры. Так что я не так уж далёк от сферы строительства.

Современное состояние системы ценообразования в строительстве требует от специалистов этой сферы не только серьезной базовой подготовки, но и постоянного совершенствования знаний. Проводится ли в этом направлении Федеральным центром ценообразования в строительстве какая-то работа в столице и регионах?
Учитывая, что методологические задачи, стоящие перед ФАУ «ФЦЦС», сейчас признаны задачами государственного масштаба, а само «ФЦЦС» - центром компетенции, действующим в соответствии с решениями Минстроя РФ, нами предусмотрен ряд мероприятий для профессионального сообщества, главным образом, в виде организации и проведения семинаров и тренингов – как в Москве, так и в регионах.

Федеральный масштаб новой единой системы ценообразования требует не только переработки накопленного отдельными регионами положительного опыта, но и результативной интеграции в систему ценообразования современных процессов и технологий. Много ли времени потребует этот процесс?
Сформировать и опубликовать в едином государственном реестре все сметные нормативы для госстроек, а также цены на основные материалы и ресурсы для регионов страны планируется к 2017 году. Для этого оценку и регулярный мониторинг должны будут пройти несколько сот тысяч сметных нормативов. Мы рассчитываем, что процесс формирования базы сметных нормативов строительных материалов и стоимости эксплуатации машин и механизмов ускорит разработка и внедрение информационной системы данных, в которую войдёт федеральный реестр сметных нормативов и информация о стоимости основных строительных ресурсов.

С какими ведомствами и подразделениями вам приходится тесно сотрудничать (ФАС РФ, Счётная палата, московский и региональный стройкомплекс и т. д.)? Каким образом происходит это взаимодействие на практике? И как будет осуществляться в ходе реформы?
Первым шагом по взаимодействию ФАУ «ФЦЦС» с профессиональным сообществом и контролирующими органами стало создание Научно-технического экспертного совета по ценообразованию при Минстрое России. Координацию деятельности «ФЦЦС», в том числе, по сотрудничеству участников инвестиционно-строительного процесса будет на постоянной основе осуществлять Наблюдательный совет «ФЦЦС», первое заседание которого состоялось несколько дней назад. Председателем Наблюдательного совета избрана заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Елена Сиэрра.

Сейчас, в условиях кризиса, законы рынка в большей степени диктуют не монополии, а клиент и его платежеспособность. Что должны предложить ему компании, как заинтересовать, чтобы заставить совершить не разовую сделку, а пойти на долгосрочное сотрудничество? И что, кроме привлекательной цены, может иметь решающее значение для привлечения клиента?
Залогом и условием долгосрочного сотрудничества заказчиков (в том числе госзаказчиков капитального строительства) и исполнителей в строительной отрасли сейчас становится прозрачность и достоверность, а также мотивированность ценообразования. В условиях кризиса госрегулирование ценообразования становится основной гарантией того, что цена строительного ресурса не просто привлекательна, а обоснована, проверена, подтверждена и актуальна. Ведь, в конечном счёте, при долгосрочных инвестициях главная уверенность, которая нужна любому клиенту – это уверенность в завтрашнем дне.

Сергей Геннадьевич, в последнее время в ведомстве Минстроя происходит очень много самых разных изменений, в том числе серьезную трансформацию претерпевает нормативная и законодательная база, многое изменилось в сфере жилищного строительства и т.д. Если мыслить в масштабах страны – как бы вы оценили значение всех этих преобразований? И как они отражаются на жизни простых россиян?
В масштабах страны функции Минстроя России и подведомственных ему организации состоит в формировании среды, благоприятной для жизнедеятельности человека и устойчивого развития общества. Поэтому изменения в законодательстве, в сфере ЖКХ, системе ценообразования направлены на решение главной задачи – улучшения качества жизни людей. За счёт повышения доступности жилья, качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности нашего общего жизненного пространства, общей среды обитания.

Присоединиться к обсуждению
Информационное общество и медиа
Политика