Правительство придумало, кому помогать в кризис

На поддержку реального сектора направят менее 2 миллиардов долларов

В правительстве вчера обрисовали контуры нового антикризисного плана, который будет представлен на утверждение через неделю. Прямую помощь получат автопром, строительство, транспортное машиностроение, легкая промышленность, сельское хозяйство. Отдельно будут выделены деньги на купирование социальных протестов. В сумме расходы на эти цели могут составить около 500 млрд руб. Экономисты считают, что перед министрами встанет трудный выбор: сокращать оборонные и пенсионные расходы или поднимать налоги.

Вице-премьер Аркадий Дворкович и глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев вчера рассказали, какие отрасли получат антикризисную поддержку: автомобилестроение, транспортное машиностроение, жилищное строительство и легкая промышленность.

Также РИА Новости сообщило, что, по словам Дворковича, поддержка будет оказываться сельскому хозяйству и, возможно, финансовым институтам. Алексей Улюкаев уточнил, что окончательные «цифры поддержки» пока полностью не согласованы. Премьер Дмитрий Медведев вчера поручил правительству представить доработанный антикризисный план через неделю.

Хотя некоторые оценки расходов в рамках антикризисного плана уже появились. В конце прошлой недели Медведев распорядился выделить в этом году на поддержку автопрома 50 млрд руб. А по данным агентства Reuters, которое ссылается на источники в правительстве, на подпитку всего реального сектора власти могут направить 135 млрд руб., еще 340 млрд руб. будут предусмотрены на «усмирение социального недовольства». В общей сложности антикризисная поддержка экономики и социальной стабильности может обойтись почти в 500 млрд руб. 

Те же 500 млрд руб. Минфин хотел сэкономить за счет сокращения «незащищенных» бюджетных расходов на 10%. Речь идет не о всех статьях бюджетных расходов, а лишь о менее приоритетных. Именно поэтому Минфин призывает не называть такое сокращение обидным словом «секвестр». Степень приоритетности тех или иных статей должны были определить министерства. Предложения по корректировке бюджета-2016 Минфин обещал подготовить и представить до конца первого квартала этого года (см. «НГ» от 15.01.16).

Кроме того, некоторые экономисты утверждают, что в бюджете-2016 можно найти так называемые президентские резервы – запас на черный день, который по решению президента может быть потрачен в экстренной ситуации. Об этом резерве ранее говорил в эфире «Эха Москвы» бывший замминистра финансов, бывший первый зампред правления Центробанка Сергей Алексашенко: «В бюджете 2016 года заложен личный резерв президента Владимира Путина в размере примерно 500 млрд руб.».

Впрочем, как подсчитали теперь уже бывшие коллеги Сергея Алексашенко, специалисты Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ), даже эта президентская заначка и урезание госрасходов на 10% не помогут Минфину удержать дефицит бюджета в пределах 3% ВВП, предписанных президентом. И чем дешевле будет нефть – тем радикальнее придется действовать.

Директор Центра развития Наталья Акиндинова поясняет, что при среднегодовой цене 40 долл. за баррель и курсе 70,6 руб. за доллар объем выпадающих доходов бюджета составил бы около 1 трлн руб. Если же предположить, что нефть в среднем будет стоить в этом году 25 долл. за баррель, тогда при курсе 83,4 руб. за доллар бюджет потеряет уже более 3,4 трлн руб.

«С учетом уже заложенного в первоначальный бюджет дефицита в размере 3% от ВВП покрыть такой объем выпадающих доходов за счет Резервного фонда, нового 10-процентного секвестра незащищенных расходов и заложенных внутрь расходной части бюджета «президентских» резервов нереально. Сохранение нынешней конъюнктуры даже в течение одного года требует принятия радикальных решений для балансировки бюджета в среднесрочной перспективе не позднее начала следующего года, а лучше – уже в этом году», – обращает внимание Акиндинова.

По подсчетам Центра развития, в случае сохранения нефтяных цен на уровне 25 долл. за баррель секвестр должен был бы составлять уже как минимум 20%. Хотя глава Минфина Антон Силуанов ранее уверял, что сокращение расходов не превысит 10%. Но и урезание на 10% – это для властей тоже довольно трудная задача, уточняет ведущий научный сотрудник Центра развития Андрей Чернявский.

«Высказывались предположения, что сокращение расходов может быть осуществлено полностью или в основном за счет средств, выделенных на федеральные целевые программы (ФЦП). На открытую часть ФЦП в бюджете на 2016 год выделено 978 млрд руб. По нашему мнению, реальные возможности сократить расходы бюджета за счет федеральных целевых программ не очень велики, поскольку так можно остаться без дорожного строительства, космоса, развития фармацевтики, важных в социальном отношении программ в сфере жилищного строительства, да и вообще без большей части инвестиций, финансируемых за счет федерального бюджета», – отмечает Чернявский.

Правда, вопреки ожиданиям специалистов ВШЭ некоторые из перечисленных сфер уже стали жертвой бюджетной экономии. Так, в конце 2015 года глава Роскосмоса Игорь Комаров сообщал, что на космическую программу, рассчитанную на ближайшее десятилетие, вместо предполагаемых 2 трлн руб. из бюджета выделено 1,4 трлн. То есть урезание сразу на 30%.

Из материалов Центра развития следует, что власти в этом году окажутся перед сложным выбором. Первый вариант – выйти за пределы трехпроцентного дефицита. По подсчетам ВШЭ, если вообще не пересматривать бюджетные расходы, тогда при среднегодовой цене нефти 40 долл. за баррель бюджетный дефицит составит 4,5% ВВП, а при 25 долл. за баррель – 7,6% ВВП. 

Дефицит придется покрывать из Резервного фонда, который может закончиться уже в этом году, а затем – из Фонда национального благосостояния, он закончится в 2017-м. После чего стране не из чего будет поддерживать банковскую систему и инвестиционные проекты.

Второй вариант – радикально сократить расходы, но одними «незащищенными» статьями ограничиться не получится, нужно будет сокращать в том числе финансирование обороны и пенсионной системы. ВШЭ уточняет, что объем выпадающих доходов для сценария с нефтяными ценами около 25 долл. за баррель «соответствует запланированным на 2016 год расходам по разделу «Национальная оборона» или по пенсионному обеспечению из федерального бюджета».

Но, «судя по всему, в преддверии сентябрьских парламентских выборов правительство окажется не готово к сокращению расходов на силовой блок и на форсирование пенсионной реформы», полагает Наталья Акиндинова. Не переломит негативных тенденций и распродажа пакетов компаний с госучастием.

Значит, власти могут выбрать третий вариант – повысить налоги. «Идея повышения налогов логически вытекает из нежелания сокращать расходы при большом дефиците, – указывает Акиндинова. – Подобное решение будет означать согласие на длительный характер рецессии».

Опрошенные «НГ» эксперты утверждают, что если отказаться от урезания бюджетных трат хотя бы на 5–10%, последствия будут еще более тяжелыми, чем если это урезание осуществить.

«Мы можем получить 40–50-процентную инфляцию к концу года, а это как раз чревато социальным недовольством, которое нужно будет усмирять», – полагает директор по развитию бизнеса QB Finance Маргарита Горшенева. «Отказ от секвестра приведет если не к увеличению дефицита бюджета, то к сокращению резервных фондов и еще более тесной взаимосвязи уровня жизни россиян с нефтяными котировками», – продолжает аналитик «Алор брокер» Алексей Антонов.

Эксперты, правда, добавляют: урезание бюджетных трат не должно стать единственной мерой. «Хорошим выходом было бы «дать свободу» малому и среднему бизнесу, – говорит Горшенева. – Но это нужно было сделать еще 2–3 года назад, а теперь нужно будет столько же ждать от этого отдачи».

Присоединиться к обсуждению
Информационное общество и медиа
Политика