"Исламское государство" бросило вызов Евросоюзу
Террористическая группировка "Исламское государство" нанесла один из самых серьезных ударов по Евросоюзу за всю его историю, проведя вчера серию атак на его политическую столицу. Жертвами взрывов в аэропорту и метро Брюсселя стали 34 человека, более 150 получили ранения. Последствиями терактов 22 марта могут стать усиление центробежных тенденций внутри ЕС и ужесточение его членами иммиграционной политики.
Нападение террористов произошло вчера в начале рабочего дня. Мишенью стали наиболее оживленные места — международный аэропорт и станция метро "Мальбек". В стране объявлен трехдневный траур. Граница между Бельгией и Францией частично перекрыта. Премьер-министр Бельгии Шарль Мишель назвал случившееся "черным днем для всей страны". Ответственность за серию терактов взяло на себя запрещенное в РФ "Исламское государство". Глава европейской дипломатии Федерика Могерини не могла сдержать слез, когда комментировала информацию о терактах.
Остановка под знаком страха
После терактов бельгийская столица оказалась в буквальном смысле парализована. Как сообщил "Ъ" пресс-секретарь брюссельской полиции Кристиан де Конинк, весь общественный транспорт в городе остановлен. Ближе к вечеру было решено закрыть все банки, рестораны и общественные заведения, а также эвакуировать сотрудников обеих атомных электростанций страны — "Тианж" и "Дуль".
Несколько раз приходили сообщения о новых взрывах, но все они оказывались делом рук бельгийских саперов, ликвидировавших подозрительные предметы по всему городу. В середине дня Бельгия и Франция перекрыли границу для движения грузовиков и пассажирских поездов. "Как только стало известно о терактах в Брюсселе, я принял решение направить на границу дополнительно 1,6 тыс. жандармов и полицейских",— сообщил глава МВД Франции Бернар Казнев после экстренного совещания в Елисейском дворце с президентом Франсуа Олландом и премьером Манюэлем Вальсом.
Брюссель перешел на чрезвычайное положение. Представитель пресс-службы Европарламента сообщил корреспонденту "Ъ", что уровень угрозы в столице повышен до максимального — оранжевого. "Мы не пускаем в здание никого, кроме сотрудников,— рассказал собеседник "Ъ".— В остальном мы будем полностью следовать указаниям властей Бельгии и их антикризисного штаба. Сведений о пострадавших членах или сотрудниках Европарламента у нас пока нет".
После взрыва в метро были эвакуированы здание Еврокомиссии, канцелярии премьер-министра Бельгии и парламента страны. Покинули свой дворец король Филипп и королева Матильда — после обнаружения "подозрительного предмета". Жители города в это время следили за развернутой полицейской операцией из окон своих домов — покидать их власти не рекомендовали.
Информации о пострадавших в ходе теракта россиянах пока не поступало. На сайте посольства Бельгии в РФ сообщается, что аэропорт Zaventem закрыт. "Пожалуйста, свяжитесь с вашей авиакомпанией или туристическим агентством, если у вас был запланирован вылет в Брюссель или из Брюсселя на сегодняшний день или на эту неделю",— говорится в сообщении.
Вчера стало известно о первых подозреваемых — это граждане Белоруссии Иван и Алексей Довбаши, а также уроженец Дагестана Марат Юнусов, получивший несколько лет назад гражданство этой страны. В КГБ Белоруссии вчера заявили, что не располагают информацией об их причастности к теракту, но сообщили: в декабре 2015 года ФСБ РФ запрашивала у белорусских спецслужб данные о возможной причастности этих людей к террористической деятельности.
"На момент поступления запроса уже было установлено, что братья Довбаш вместе с матерью живут в Бельгии",— уточнил представитель белорусской спецслужбы, добавив, что в том же месяце в ФСБ России был направлен ответ с предложением "провести проверочные мероприятия в отношении этих лиц в сотрудничестве с правоохранительными органами Бельгии". Источник "Ъ" в российских госструктурах факт обращения в КГБ Белоруссии подтвердил. Он добавил, что еще в 2015 году имеющиеся у ФСБ сведения о предполагаемых террористах были направлены бельгийским правоохранительным органам. Впрочем, сами подозреваемые свою причастность к терактам категорически отрицают. "Если мы смертники, почему мы сейчас живы? Если мы террористы, почему нас не арестовали?" — передает их слова белорусское "Еврорадио".
"Вопиющая некомпетентность"
Станция метро, где прогремел один из взрывов, находится прямо под Европейским кварталом, вмещающим здания Еврокомиссии и Европейского совета. Возможно, террористы рассчитывали продемонстрировать неэффективность спецслужб королевства и других стран ЕС. После терактов в Париже 13 ноября 2015 года, когда стало ясно, что следы "воинов джихада" ведут в Бельгию, в Брюсселе были введены беспрецедентные меры безопасности. Но они не помогли.
Бывший сотрудник антитеррористического подразделения Федерального бюро расследований США Клинт Уоттс в эфире телеканала CNBC заявил, что власти Бельгии продемонстрировали "шокирующий уровень некомпетентности". По его словам, после ареста на прошлой неделе в пригороде Брюсселя Салаха Абдеслама (одного из организаторов терактов в Париже) бельгийские спецслужбы обязаны были готовиться к решительным действиям местной террористической сети. Однако террористы на этот раз оказались сильнее.
По мнению бывшего начальника управления ФСБ по борьбе с международным терроризмом Юрия Сапунова, в Бельгии были созданы "достаточно комфортные условия" для террористов. "Там удобно базироваться резидентурам террористических организаций из стран Ближнего Востока и Магриба,— сказал он "Ъ".— Там существуют целые районы, где фактически невозможна деятельность полиции и спецслужб. И местные законодатели не сделали ничего, чтобы эту ситуацию изменить, несмотря на очевидно нараставшую угрозу". Господин Сапунов призвал "не обвинять во всех смертных грехах" спецслужбы страны, которые "очень удобно делать ответственными за провалы политиков".
"За годы, прошедшие с терактов 11 сентября в США, террористы выросли профессионально. Они совершенствуют свои методы, их действия хорошо организованы и продуманы, они направлены на нанесение максимального символического ущерба,— заявил "Ъ" президент Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.— А вот Европу трагедии и потрясения последних лет практически не изменили".
Долгосрочные последствия
Реакция российских чиновников и дипломатов была противоречивой. Президент Владимир Путин на встрече с финским коллегой Сауле Ниинисте призвал к объединению усилий ЕС и России в борьбе с террором. "Мы много раз обсуждали проблемы борьбы с терроризмом. Эффективно бороться с ним, конечно, можно только объединенными усилиями",— заметил он.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова использовала теракт как повод, чтобы напомнить ЕС о политических разногласиях. "К сожалению, мы сегодня приходим к очень печальным итогам политики "двойных стандартов" в этой сфере. Нельзя делить террористов на хороших и плохих",— заявила она. Ту же линию продолжил глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков, чей комментарий собеседники "Ъ" в Брюсселе сочли "злорадным". "В то время как НАТО готовится к размещению новых воинских частей в Прибалтике и США вместе с НАТО собираются резко нарастить свое военное присутствие в Восточной Европе, у них под носом, в Брюсселе, где находится штаб-квартира НАТО, взрывают людей",— заявил он.
"Злорадство во время теракта вряд ли можно назвать достойным поведением, но вопрос об адекватности политики Евросоюза встает сам собой. В долгосрочной перспективе трагедия, скорее всего, усилит внутренние проблемы ЕС",— сказал "Ъ" Федор Лукьянов. "Думаю, эти теракты будут иметь далеко идущие последствия в политическом плане,— отмечает эксперт.— Они могут серьезно повлиять на исход референдума в Великобритании, сыграв на руку сторонникам выхода королевства из ЕС. Они также нанесут удар по позициям германского канцлера Ангелы Меркель и ее политики "открытых дверей", которая вызывает все больше вопросов у граждан"