В Пекине ждут от Владимира Путина солидных результатов

Низкие цены на газ снижают рентабельность поставок в Поднебесную по западному маршруту

Во время предстоящего визита Владимира Путина в Китай могут быть подписаны масштабные контракты в сфере энергетики и транспортной инфраструктуры. Визит запланирован на первое полугодие 2016-го. Москва надеется согласовать с китайцами западный маршрут поставок газа («Сила Сибири-2») через Алтай. Обсуждаются также соглашения о строительстве двух мостов: через российско-китайскую границу и в Якутии.

Москва и Пекин готовятся к визиту президента РФ Владимира Путина в Китай, который запланирован на первую половину этого года. По словам главы МИД КНР Вана И, этот визит станет важнейшим внешнеполитическим событием и «принесет солидные результаты».

Теоретически одним из наиболее знаковых результатов могло бы стать подписание соглашения о поставках в КНР российского газа по западному маршруту – по газопроводу «Сила Сибири-2», который также иногда называют «Алтай». На это, похоже, надеются в российском правительстве.

Как сообщил вчера замминистра энергетики Кирилл Молодцов, Минэнерго РФ рассчитывает, что соответствующий контракт между «Газпромом» и китайской CNPC будет заключен в этом году. В «Газпроме» ранее называли более точный ориентир – второй квартал 2016-го. «В активной фазе находятся переговоры по поставкам 30 млрд куб. м газа по западному маршруту. Процесс идет плодотворно, в ближайшее время ожидаем его результатов», – сказал Молодцов. Правда, он уточнил, что китайцы – «тяжелые переговорщики» в том, что касается цены на газ.

Для сотрудничества двух стран в энергетической сфере могут создать инвестиционный фонд. Минэнерго РФ вчера поддержало инициативу Китая по созданию российско-китайского инвестфонда по энергетическим проектам объемом в 100 млрд руб. С такой идеей выступил на вчерашнем Национальном нефтегазовом форуме в Москве директор Китайского института экономики энергетики Се Шудзян.

В рамках визита могут быть подписаны и другие соглашения – например, в области транспортной инфраструктуры. В среду официальный печатный орган КНР «Жэньминь жибао» сообщил, что «Китай и Россия достигли предварительной договоренности о создании в конце июня 2016 года совместной компании, которая будет заниматься подготовкой к строительству моста и канатной дороги через реку Хэйлунцзян (Амур)». Реализация проекта откладывалась 27 лет, напоминает издание. Ситуация сдвинулась с мертвой точки, когда РФ и КНР договорились построить канатную дорогу между Хэйхэ и Благовещенском. 

Об еще одном совместном проекте объявил вчера Росавтодор: «До 30 апреля 2016 года китайская строительная корпорация Sinohydro Corporation Limited сформирует предложения по базовой финансовой модели проекта строительства моста через реку Лену в районе Якутска. Проработка проекта вступает в активную фазу».

Но не все красивые намерения могут быть успешно реализованы. Как показывает опыт проекта «Сила Сибири», убедить Пекин, что Китаю нужно согласиться на поставки газа по западному маршруту, будет непросто. Тем более что и с «Силой Сибири» до сих пор остается много проблем.

Когда заключался контракт на поставки по газопроводу «Сила Сибири», нефть стоила больше 100 долл. за баррель (уточним: нефтяные и газовые цены тесно взаимосвязаны). Но и тогда рентабельность проекта была под вопросом. При текущих ценах на нефть «Сила Сибири» становится практически неокупаемым проектом. Та же судьба может постичь и западный маршрут, который тоже требует строительства магистрального газопровода.

Нет ясности также со сроками запуска «Силы Сибири». Изначально предполагалось, что первые поставки должны начаться через четыре года после вступления контракта в силу – то есть осенью 2018-го. Затем, однако, крайние сроки запуска начали постепенно отодвигать – до мая 2019-го. Также предполагалось, что в случае неготовности инфраструктуры могут потребоваться еще два года.

Судя по заявлениям замглавы Минэнерго Кирилла Молодцова, неразбериха со сроками до сих пор сохраняется. Выступая на вчерашнем форуме, он сначала сказал, что поставки российского газа в Китай по магистрали «Сила Сибири» начнутся в 2020–2021 годах, передает Интерфакс. Затем в ходе пресс-подхода замминистра признал, что оговорился, и назвал 2018 год датой начала поставок, уточняет агентство.

«Переговоры с Китаем по газу могут обернуться для России таким же результатом, как недавние переговоры с Саудовской Аравией по заморозке нефти. С китайцами не менее трудно договариваться, чем с арабами», – предупреждает член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев.

«Во-первых, нынешние напряженные отношения нашего государства с Европой и Турцией, которые всеми силами пытаются найти новых поставщиков импортного газа и отодвинуть на обочину «Газпром», дают весомый козырь в колоду Пекина. Он имеет отличную возможность давить на Россию, требуя у нее скидки на «голубое топливо» и перекладывая на наши плечи львиную долю финансирования крупного газотранспортного проекта «Сила Сибири-2», – поясняет эксперт. – Во-вторых, имеющееся у «Газпрома» перепроизводство сырья (более 200 млрд куб. м) вынуждает компанию спешно искать новые рынки сбыта, чем умело пользуются китайские партнеры. КНР понимает, что российскому концерну необходим крупный рынок сбыта, поэтому не спешат идти навстречу «Газпрому», побуждая его первым совершать активные инвестиционные действия».

Наконец, в-третьих, в Китае, как говорит Касаев, «идет переверстка энергетического баланса, поэтому пока не совсем понятно, какой объем природного газа будет необходим стране в среднесрочной и долгосрочной перспективе, трудно посчитать, каковы будут в будущем реальные потребности китайского хозяйства в российском топливе».

«При нынешней ценовой конъюнктуре на рынке нефти, к которой привязаны цены на газ, рентабельность «Силы Сибири-2» вызывает большие сомнения с экономической точки зрения. Однако, как и «Сила Сибири», проект доставки сырья в Китай по западному маршруту носит, скорее, политический характер», – добавляет Касаев.

«Некоторые эксперты, однако, считают, что это не повод отказываться от совместных с Китаем газовых проектов. «Скорее всего, проект «Силы Сибири-2» будет мало рентабельным для «Газпрома». Но, с другой стороны, «Газпрому» необходимы потребители. И так как доля Запада в потреблении постоянно снижается, такой восточный клиент, как Китай, слишком лакомый кусок. Ради этого можно пойти и на попытки максимально сократить издержки на добычу и транспортировку, а также ждать от правительства субсидий и налоговых послаблений. Поэтому даже нерентабельный проект в условиях сокращения потребительского спроса будет оправдан», – считает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.

Эксперт ожидает, что китайская сторона действительно может указать на низкую окупаемость проекта западного маршрута, «но в этой ситуации «Газпром» может принять большую часть рисков на себя, что существенно «расслабит» партнера».

Присоединиться к обсуждению
Информационное общество и медиа
Политика