Форум «Стратегическое партнерство 1520» в режиме размышления

Делегацию принимающей стороны возглавлял президент компании ОАО «РЖД» Олег Белозёров.

На открытии помощник президента РФ Игорь Левитин зачитал приветственное слово главы государства к участникам и выразил надежду, что собравшиеся продуктивно проведут время на форуме, результатом чего станет «выработка консолидированных подходов к проблемам повышения эффективности железнодорожных компаний на «пространстве широкой колеи». К слову, 1520 мм – это официальная ширина колеи железных дорог России, стран Содружества Независимых Государств, Балтии, Монголии и Финляндии. Ее общая протяженность на данном пространстве составляет свыше 150 000 км. Такую колею еще называют «широкой» в сравнении с так называемой «узкой» колеей, которая используется, в частности, в странах Северной Америки, Европы, Китая и имеет ширину 1435 мм.

Необходимость в продуктивном разговоре назрела давно. Возможно, этот форум и станет тем локомотивом, который сдвинет состав РЖД с перрона ожидания развития, а компания перейдет от разговоров к делу. Главной темой бизнес-форума стала «Карта приоритетов пространства 1520». Так сказать, азбука, следуя которой, компания сможет решать поставленные перед ней задачи: целевая модель рынка перевозок, тарифообразование, профицит грузового и дефицит пассажирского подвижного состава или же развитие международных транспортных коридоров, вопрос ИТ в системе управления и кадровая политика. Каждый из этих вопросов поднимался на специализированных сессиях, а участники вели дискуссию и пытались найти пути выхода.

Судя по тому, что основной темой на деловом завтраке Олега Белозёрова стали грузоперевозки, ожидаемо, что она является для компании одной из ключевых. Глава РЖД отметил, что компания ведет активную работу по восстановлению отношений с малыми грузоотправителями. Также он обозначил суть проблемы. «Сложность процедур доступа к базовой услуге перевозки грузов, недостаточно гибкое ценообразование, недостаточное внимание к потребностям мелких клиентов. Вот мы выделили три основных направления, которые в большом объеме у нас попадаются в качестве обращений», – сказал президент ОАО «РЖД».

Очевидно, что у компании есть понимание данной проблемы, а значит, дело осталось за малым – за принятием решения. Уже сейчас ОАО «РЖД» внедряет систему одного окна, пусть и запоздало, но упрощает документооборот, развивает маркетинговые коммуникации, технологии и маршруты ускоренных перевозок грузов.

Что касается взаимодействия с крупными грузоотправителями, то здесь у компании дела стоят на надежных рельсах. Правда, приоритет перед крупными грузоотправителями и стал причиной ухудшения ситуации в области мелких грузоотправителей, а те в свою очередь переключились на альтернативные виды транспорта. «Сегодня ОАО «РЖД» ведет активную работу по восстановлению отношений с мелкими пользователями, используя в том числе методы гибкого тарифного регулирования», – подчеркнул Олег Белозёров.

Если же говорить о пассажироперевозках, то здесь вице-президент компании Михаил Акулов подчеркнул необходимость долгосрочного планирования. По его словам, важно сегодня разрабатывать и внедрять продукты, которые будут востребованы пассажирами в будущем. «Кроме безопасности, регулярности, комфорта и скорости необходимо предложить интегрированное решение, комплексные услуги, чтобы избавить пассажира от лишних усилий по организации своей поездки», – отметил Михаил Акулов.

Видимо, возможность увеличения периода продаж билетов на поезда дальнего следования до четырех месяцев на отдельные направления, планируемая АО «ФПК» с 2017 года, которую анонсировал гендиректор компании Пётр Иванов, это и есть те невиданные блага для пассажиров будущего.

Очевидно, что руководство компании понимает сложность ситуации, но одного понимания проблем, как говорится, недостаточно. Для любых реформ нужно финансирование, а вот с этим дела обстоят гораздо сложнее. Государство давно спрямило позицию в вопросе финансирования ОАО «РЖД» – денег нет, и не просите. Компания рассчитывает на инвестиции. Так, на одном из экспертных диалогов по механизмам финансирования в рамках бизнес-форума старший вице­президент ОАО «РЖД» Вадим Михайлов сообщил собравшимся, что видит несколько источников инвестиций. В частности, основным механизмом по финансированию крупных инфраструктурных проектов может стать концессионная схема. Второй источник – это по-прежнему средства на публичном рынке капитала, в том числе средства негосударственных пенсионных фондов. Потенциал этого источника позволяет привлечь значительный объем долгосрочных средств на обоюдовыгодных условиях.

Несмотря на сложные задачи, которые сегодня стоят перед компанией, ОАО «РЖД» не забывает и о развитии кадрового потенциала. В рамках форума состоялся круглый стол «Поколение высоких скоростей». Топ-менеджеры ведущих российских и зарубежных компаний обсудили кадровую политику, подготовку молодых специалистов и требования, предъявляемые к сотрудникам в эпоху высоких технологий.

Участники круглого стола отметили, что российские железные дороги делают ставку на молодежь. Сегодня доля молодых специалистов в компании на уровне 27%. «Это свидетельствует о том, что у нас уже сейчас есть достаточный резерв на будущее», – отметил вице-президент ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов. Он также подчеркнул, что система единых корпоративных требований к персоналу, которая существует в компании, позволяет отбирать наиболее талантливых руководителей и специалистов. Важным направлением является обучение и переобучение сотрудников. Несмотря на экономические сложности, ОАО «РЖД» не снижает объемы работ в этом направлении.

Остается лишь надеяться, что взятый в олимпийском Сочи ориентир на кадры и инвестиционную привлекательность компании не собьется, а на следующем бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520» компания покажет свои достижения.

Необходимость в продуктивном разговоре назрела давно. Возможно, этот форум и станет тем локомотивом, который сдвинет состав РЖД с перрона ожидания развития, а компания перейдет от разговоров к делу.

Автор и фото: Мария Ракова

Присоединиться к обсуждению
Информационное общество и медиа
Политика