Шпалы-шпалы: как спецкор «ВМ» ремонтировал рельсы

Время близится к вечеру, мы едем вдоль участка трамвайных путей от улицы Бориса Галушкина до Богатырского моста. Общий километраж оси составляет 4,5 километра — по 2,25 километра в каждую сторону.

Здесь проходят работы практически в режиме нон-стоп, более 150 ремонтников не покладая рук трудятся для того, чтобы совсем скоро горожане могли добраться от ВДНХ до Сокольников. Здесь полностью меняются рельсо-шпальная решетка, основание путей, их верхнее покрытие и контактная сеть. Открытие движения на этом участке запланировано на октябрь. Работы хоть и находятся в завершающей стадии, но сбавлять взятый высокий темп здесь никто не собирается.

Для начала мне дают осмотреться, проводят, что называется, ликбез. Мы подходим к массивным бетонным плитам, которые совсем скоро в полном составе уложат между рельсами. Их не будет только на мосту через железную дорогу, там пространство уже залито бетоном, который совсем скоро дойдет до нужной кондиции. Между рельсом и плитой специальная толстая резиновая прокладка. Это не самая большая деталь в пазле, но именно благодаря ей трамваи при движении станут заметно тише. Перед тем как засучить рукава и приступить к работе, мучаю вопросами заместителя начальника отдела технологического оборудования и инфраструктуры технической службы Мосгортранса Андрея Гоцева. Кто, как не он — человек, который знает о трамваях практически все, может ответить мне на все вопросы. Первый из них достаточно простой: как стать монтером путей?

— Эта профессия не требует высшего технического или экономического образования, — отвечает мне Андрей Гоцев. — Сюда могут прийти разные люди, которые окончили колледж, техникум, желательно железнодорожный. Чтобы они знали, из чего состоит путь, как он устроен и какие у него основные составляющие. Но если и человек с высшим образованием решит связать себя с этой профессией, в этом нет ничего зазорного.

Пока мы шли по новеньким путям, я задавал разные вопросы, порой совершенно обывательские. Зато я узнал, что теоретически по трамвайным путям, если оставить в стороне ряд условностей, вполне может проехать обычный пассажирский поезд. Но время не ждет, пора отставить разговоры — и я отправляюсь трудиться на благо москвичей.

Чем ближе к рабочим, тем становится более шумно. Передо мной картина: в руках ремонтников шпалоподбойка — установка, похожая на гидравлический отбойный молоток, которая спокойно продавливает щебень под основание путей.

— Это делается для того, чтобы его тем самым уплотнить, — объясняет мне Андрей Гоцев.

Подбивочный аппарат работает от компрессора. Для меня проводят краткий инструктаж и настоятельно советуют следить за коленями. Если отдачей нечаянно заденет — мама не горюй. Я надеваю перчатки и сигнальный жилет, а потом ныряю в гущу событий. Свой подбивочный аппарат мне дает монтер путей Дмитрий Фирсов. Ровно в этот момент я понял, что за одну смену работы с этой установкой можно неплохо подкачать плечевой пояс. Аппарат весом 18,5 килограмма нужно постоянно перемещать и вдавливать в землю что есть мочи. Иначе щебень плохо ляжет. Давил, старался как мог, но взять шпалоподбойку под контроль — дело не из простых. Я, откровенно, обливался потом, хотя работал всего-то минут 10. А эти люди пашут с ней в руках часами.

— Когда я только начинал работать, было тяжелее, — вспоминает Дмитрий Фирсов. — Еле выходил первую неделю. Но потом быстро втягиваешься. Работая со шпалоподбойкой, конечно, устаешь. Но мы ведь меняемся, поэтому успеваем отдыхать.

Дмитрий Фирсов на этом объекте трудится бок о бок со своим отцом. Александр Фирсов в профессии уже 18 лет. Поработав шпалоподбойкой, он помогает мне изучать азы выправки путей. Для этого существует специальный измерительный прибор — путевой шаблон, который четко покажет расстояние между левой и правой рельсами. Сколько бы я ни прикладывал его на разных участках, везде одно и то же значение — 1524 миллиметра. Норма.

Потом меня вооружают лопатой. Пора кидать щебень под шпалоподбойку. Несколько заходов до момента, пока не скажут: «Достаточно». Я стараюсь набрать на лопату как можно больше камней, но копается щебень с трудом. В какой-то момент я слышу сокровенное «достаточно».

На сегодня моя короткая трудовая смена окончена. Работал всего около получаса — малая доля от рабочего дня трудолюбивых мужчин. На вопрос, а чем нравится это дело, один из рабочих ответил коротко: «Романтика!»

СПРАВКА

Москва обновляет трамвайную инфраструктуру и подвижной состав в рекордных объемах. ГУП «Мосгортранс» в 2016 году заключил договор на покупку 300 трехсекционных низкопольных моделей. Их поставки продолжатся до 2019 года. Вовремя ремонта трамвайных путей используются шумопоглощающие технологии. За счет того что более 60 процентов линий находятся на обособленном от проезжей части полотне, скорость движения вагонов повышается, а вероятность их задержек снижается.

Присоединиться к обсуждению
Информационное общество и медиа
Политика