ЦМИ Сбербанка: налог с продаж приведет к ускорению инфляции на 2,1%

В ЦМИ Сбербанка сравнили варианты повышения налоговой нагрузки и выбрали самый «мягкий» из них. Правительство отказалось от обещаний не повышать налоги до 2018 г., чтобы не отказываться от обещаний президента по наращиванию социальных и военных расходов, и рассматривает варианты увеличения налогов уже с 2015 года, приводит данные ЦМИ Сбербанка «Ведомости»

Финансирование президентских указов по индексации зарплат полностью легло на регионы, разбалансировав их бюджеты. Рост расходов осложнился сокращением доходов: из-за замедления экономики сборы одного из основных для регионов налога — на прибыль — упали, а изменение правил уплаты этого налога для крупного бизнеса (возможность формировать консолидированные группы налогоплательщиков) это падение только усилило. Одновременно Минфин продолжал сокращать регионам трансферты. В 2013 г. расходы регионов росли почти впятеро быстрее, чем доходы (на 5,6 и 1,2% соответственно), дефицит региональных бюджетов более чем удвоился — до 640 млрд руб. В 2014 г., по оценкам Минфина, дефицит окажется на треть выше запланированного, превысив 850 млрд руб., половина этой величины — из-за недобора запланированных доходов. В 2015 г. регионы недоберут уже 650 млрд руб. по сравнению с проектировками 2013 г. и их дефицит превысит 1 трлн руб.

Для повышения доходов регионов Минфин предложил ввести налог с продаж по ставке 3%: по расчетам ведомства, в 2015–2017 гг. это принесет регионам дополнительно 195–230 млрд руб.

По расчетам ЦМИ, поступления могут составить максимум 350 млрд руб. — при допущении, что из-за повышения налоговой дисциплины собираемость налога с продаж возрастет до 50% против 30% в 2002 г. и будет равномерной по всем регионам. Минимум — 150 млрд руб., если уплачивать налог в полном объеме будут только крупные торговые сети, а остальные попытаются уклониться. В этом случае введение налога с продаж позволит решить бюджетные проблемы трех регионов — Алтайского края, Адыгеи и Татарстана, где дефицит невелик, а доля товарооборота, генерируемого сетями, относительно высока (20-35%). По итогам 2013 г. профицит был у шести регионов, но без учета федеральных трансфертов — ни у одного.

При этом налог с продаж приведет к ускорению инфляции на 2,1%, спаду розницы на 1% и замедлению роста экономики на 0,5 п. п. — т. е., если бы налог был введен в этом году, одна эта мера могла бы обнулить экономический рост. Помимо того, крайне нежелательно введение этого налога из-за юридических ограничений и сложностей администрирования, указывает ЦМИ.

Минфин и сам может привести много аргументов против этого налога, признала замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Правительство обсуждает альтернативу — повышение НДС на 2 п. п. Это менее «токсичный» вариант, подсчитали в ЦМИ: скачок цен не превысит 1,7%, спад розничных продаж — 0,8%, рост ВВП замедлится на 0,3–0,4 п. п. Дополнительные доходы бюджета при повышении НДС (по двум ставкам — с 10 до 12% и с 18 до 20%) составят 375 млрд руб. Правда, сборы поступают в федеральный бюджет — помогать регионам придется путем увеличения трансфертов. Против повышения НДС уже высказалось Минэкономразвития.

Обсуждаемое же повышение отчислений в ФОМС (уплата текущего взноса в 5,1% со всего фонда оплаты труда, а не до определенного порога) без изменения нагрузки на низкооплачиваемые рабочие места резко повышает ее для высокопроизводительных: дополнительная нагрузка на зарплаты сверх порога (52 000 руб. в месяц) возрастает с текущих 10% (сейчас это дополнительный взнос в ПФР) до 15,1%. Такая мера создает неверные стимулы и дезавуирует другой указ президента — о повышении количества высокопроизводительных рабочих мест. Реакцией может быть и перевод части зарплат в тень, что снизит не только поступления соцвзносов в целом, но и сборы НДФЛ — еще одной опоры доходной базы регионов, отмечают в ЦМИ.

Любое ужесточение налоговой политики в замедляющейся экономике еще больше ее замедлит: лучшим решением было бы повышение эффективности расходов, но эта мера не быстрая, признают в ЦМИ, а, например, сокращение доли расходов на оборону в новой геополитической реальности не совсем применимо. Второе очевидное решение — наращивание госдолга, который у России минимален. Но Минфин категорически против: в проекте бюджета долг и так растет с 11 до 15% ВВП к 2017 г. — и это при расходовании почти всех дополнительных доходов от нефти, полученных при довольно благоприятном уровне цен на энергоносители. Наращивать долг в таких обстоятельствах — - значит отменить все ограничения на рост расходов, «это путь в никуда с непредсказуемыми экономическими и финансовыми последствиями», говорил в интервью «Ведомостям» министр финансов Антон Силуанов.

Присоединиться к обсуждению
Информационное общество и медиа
Политика