• Главная
  • Экономика
  • Андрей Клепач: санкции помогут российской экономике мобилизоваться

Андрей Клепач: санкции помогут российской экономике мобилизоваться

О том, как санкции помогут российской экономике мобилизоваться, Андрей Клепач рассказал в интервью РБК

Решение Гаагского суда по иску экс-акционеров ЮКОСа о 50 млрд долларов компенсации, которые Россия должна выплатить за «экспроприацию» компании вряд ли окажет серьезное влияние на поведение инвесторов и отток капитала из РФ, считает Андрей Клепач.

«Здесь большую роль играют другие факторы, связанные с санкциями и в целом с развитием российской экономики. Санкции ухудшают условия доступа российских компаний на зарубежные рынки и для тех, кто попал в санкционный список, как ВЭБ, и для тех, кто не попал», — считает он.

По оценкам экс-замминистра, без санкций отток капитала не превысил бы $45-50 млрд, сейчас он будет вдове больше.

Введение санкций влияет и на ВВП: в краткосрочных пределах около 0,2% ВВП, считает Клепач.

При этом Андрей Клепач полагает, что санкции — это не только испытание для экономики, но и стимул использовать внутренние ресурсы.

«У нас сбережений — где-то 27-28% ВВП, инвестиций — порядка 20%. Значительная часть наших сбережений инвестируется за рубежом в виде прямого оттока капитала, увеличения валютных резервов, внебюджетных фондов, Резервного фонда, Фонда национального благосостояния (ФНБ). Возможности возместить деньги, которые мы не получаем с мирового рынка, есть. Но в том числе это потребует докапитализации ВЭБа и ряда других банков с госучастием. Такого рода механизмы были отработаны во время кризиса 2009 года», — поясняет он.

Клепач уверен, что нужны очень энергичные шаги в части импортозамещения продукции, которую мы получаем с Запада.

«Есть технологии и сегменты, где наша зависимость от зарубежных технологий носит критический характер. Это наукоемкое станкостроение, новые методы добычи нефти, горизонтальное бурение, катализаторы, которые используются в нефтепереработке и в химии, — это все работает на 90% на импортных технологиях. Одним бюджетом проблему не решишь. В большей степени мы должны все равно переходить от прямого бюджетного финансирования и разных защитных мер к возвратному финансированию и долгосрочному кредиту, который пока наши банки на чисто рыночных условиях предоставить не могут», — говорит Андрей Клепач.

По мнению экономиста, наиболее серьезные последствия введения санкций проявятся в 2015-2016 годах. «Каждый день и месяц чреваты очень серьезными потерями. Я думаю, что минимальная оценка — порядка 1-1,5 трлн рублей. Это означает практически полное инвестирование средств ФНБ и, возможно, мобилизацию других источников. У нас машиностроительный бизнес, электронный бизнес имеет доходность 3-5% в лучшем случае. Понятно, что платить процентные ставки по 11% и выше они не могут. Деньги ФНБ — относительно дешевый ресурс», — подчеркивает Клепач.

Под ударом здравоохранение

Если брать основные параметры бюджета на 2015-2017 годы, то наибольшие риски связаны со сферой здравоохранения, уверен Клепач: «У нас в 2016 и особенно 2017 году образуется существенный дефицит в системе ОМС. Есть разные оценки — от 200 с лишним до 300 с лишним млрд рублей даже с учетом принятого решения о ставке страховых платежей в части взносов в ФОМС. Здесь решений не так много. Это либо повышение размера страховых выплат, что неприемлемо, потому что бизнес уходит в тень, либо финансирование из бюджета. А это означает бюджетный дефицит».

Строительство дорог требует минимум 1,5 трлн рублей госсредств

Дополнительных государственных средств потребует импортозамещение и строительство дорог.

«Чтобы удвоить объемы строительства [дорог], а такая задача была поставлена президентом, нужны серьезные дополнительные средства. Цифры разнятся от нескольких сотен до 0,5 трлн рублей как минимум», — заявил он. При этом Клепач отметил, что если брать все остальные проекты, то до триллиона.

«Нужно выходить на [такие] объемы финансирования к 2017-2018 году, чтобы к 2020 году действительно изменился образ жизни в России», — считает Андрей Клепач.

Смягчить бюджетное правило

Клепач ситает: «чтобы решить хотя бы минимум задач, нужно смягчить бюджетное правило на 0,5-0,7% ВВП. Мы можем выйти на дефицит 1,1-1,5% ВВП. Правила должны не делать культ из цифры, а задавать траекторию».

При стагнирующей экономике обеспечивать обязательства можно, только жертвуя интересами развития. По его мнению, сроки выполнения некоторых социальных обязательств следует сдвинуть на 2018-2019 годы.

В случае очень серьезных санкций рост ВВП может оказаться на уровне 0,2-0,3% ВВП, что хуже прогнозных показателей Минэкономразвития.

Клепач видит в России стимулы, которые тянут экономику вверх: так, осенью будет рост спроса на российские энергоносители, несмотря на санкции. Эффект импортозамещения тоже скажется, в том числе за счет падения импорта с Украины и импорта продукции из-за рубежа. Промышленность растет даже несколько лучше за шесть месяцев, чем мы ожидали.

«Инвестиции тоже перешли в плюс, хотя это не означает, что по году получим серьезный инвестиционный рост, в том числе и из-за санкций и ухудшения возможностей кредитования. Но тут важно, чтобы ситуация не ухудшилась больше. А пока есть такие риски. Мы не приняли решений о дополнительных бюджетных стимулах. Существенную роль играет повышение ставки ЦБ — это фактор, который будет ограничивать экономическую и инвестиционную активность. Нужны стимулы с точки зрения кредитования, увеличение ликвидности, снижения процентных ставок», — рассуждает Андрей Клепач.

Эффект расходования средств ФНБ на инфраструктурные проекты трудно подсчитать, утверждает он. Например, поясняет он, инвестиции, которые шли в Сочи, мы учитывали в общем прогнозе, но возникает вопрос, какой был бы эффект, если бы хотя бы часть этих денег потратили на другие проекты — на завершение дороги между Москвой и Питером, на высокоскоростные магистрали (ВСМ).

Минэкономразвития поддержало проект ВСМ

«Я считаю, для того чтобы ускорить рост, надо начинать его уже сейчас или со следующего года. Этот проект будет иметь очень серьезный региональный эффект. Там предполагается локализация производства новых локомотивов в партнерстве с Siemens. Первоочередная задача на ближайшие годы — это серьезный подъем российской глубинки. У нас есть уникальные ЗАТО. Это не просто колючая проволока, это уникальные инженерные научные кадры. Мы проектируем дома, самолеты, машины на программах, которые мы закупаем за границей. Если, не дай Бог, нам перестанут поставлять лицензии и продлевать их — это может быть более опасно, чем санкции против ВТБ», — говорит Клепач.

Отечественная версия программного продукта для проектирования

Андрей Клепач рассказал о передовых технологиях: «Разработчики в Сарове создали в сотрудничестве с другими компаниями российскую версию программного продукта для проектирования. Ее использует КАМАЗ, ОАК, «Сухой». Программа должна быть доработана. У нас есть уникальные наработки по супер-ЭВМ. Это то, что используется для решения задач расшифровки генома человека, получения электронной модели и карты здоровья человека. Это один из передовых рубежей мировой науки. И это то, где мы можем сделать прорыв. Это вопрос координации и денег. От 1,5-2 до 4-5 млрд рублей в год. Но туда могут идти и средства частного бизнеса. Пока эти проекты отложены из-за общего дефицита, из-за того что мы должны заткнуть дыры [в бюджете]».

Присоединиться к обсуждению
Информационное общество и медиа
Политика