Члены Таможенного союза - Белоруссия и Казахстан - не поддержали российский запрет на импорт продуктов

Президент Белоруссии Александр Лукашенко отказался поддержать российский запрет на импорт продовольствия из стран, которые ввели санкции против России. Но в Россию транзитом импортные продукты через Белоруссию пройти не смогут, заверил Лукашенко: это он обещал Владимиру Путину.

Правда, по данным Белстата за пять месяцев 2014 г., белорусских лимонов в Россию поставлено на $1,7 млн, белорусских бананов — на $183 000, белорусских ананасов — на $37 000, белорусских орехов (кокосовых, бразильских, кешью и миндаля) — на $1,8 млн, белорусских мидий — на $792 000, белорусских осьминогов — на $449 000.

Второй партнер России по Таможенному союзу — Казахстан придерживается той же позиции, что и Белоруссия. Пресс-служба президента страны Нурсултана Назарбаева после его телефонного разговора с Путиным сообщила: «Это [запрет на импорт сельхозпродукции] односторонняя мера России, она не предполагает вовлечения других стран — членов Таможенного союза и единого экономического пространства (ЕЭП)».

А пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков констатировал: «Мы находимся в полном взаимодействии с партнерами по Таможенному союзу и своевременно координируем все свои действия».

С 2015 г. должен заработать Евразийский экономический союз (ЕАЭС), следующая стадия интеграции после Таможенного союза и ЕЭП. Но у России, Белоруссии и Казахстана по-прежнему нет единой торговой политики, а одностороннее решение России отдаляет возможность создания действительно единой таможенной территории, указывает Кнобель.

Белоруссия и Казахстан однажды уже отказались поддержать российские защитные меры — тогда они касались украинских товаров. Россия получила право действовать в одностороннем порядке, рассказывали «Ведомостям» чиновник, участвовавший в переговорах с Белоруссией и Казахстаном, и сотрудник аппарата правительства.

На сей раз действия России могут сыграть на руку Белоруссии и Казахстану: поставщики продовольствия будут искать новые рынки, вероятно, будут готовы договариваться на выгодных для Белоруссии условиях. Лукашенко уже призвал не обижать фуры с продуктами — если товар не принимают в России, надо предложить продать его на территории Белоруссии или перенаправить на переработку: «Я думаю, это будет не во вред России. Это не противоречит обязательствам, которые мы согласовали».

Большинство импортных контрактов на продукты питания заключаются на условиях EXW (ответственность переходит к покупателю с момента погрузки на заводе-производителе) и FOB (ответственность покупателя — с момента погрузки на судно), знает владелец одной из продовольственных компаний. На момент публикации «запретного» списка российским компаниям было отгружено и находилось в пути, по расчетам Национальной мясной ассоциации, минимум 35 000 т мяса и мясопродуктов, в первую очередь из США и Канады, более чем на $100 млн.

«Никто из импортеров не будет нарушать закон. Но людям надо спасать деньги, и они начали искать возможности сразу, как только стало ясно, что будет закрыта граница», — говорит предправления Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Импортеры, уверен он, будут пытаться продать уже отгруженное в том числе в Белоруссию и Казахстан.

Производители и переработчики на территории Белоруссии получили естественное конкурентное преимущество, констатирует владелец крупной продовольственной компании. В уникальном конкурентном положении окажутся белорусские переработчики, соглашается Юшин: у них будет доступ к дешевому сырью и возможность поставлять продукцию в Россию: «Наши в таких условиях смогут конкурировать с большим трудом».

Вопрос о возможном увеличении поставок через страны — члены Таможенного союза уже поднимался на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, говорят два участника этого совещания. «Шувалов сказал, что обсуждал этот вопрос с Путиным — тому Лукашенко якобы дал гарантии, что проблем не будет», — сообщил один из участников совещания. Другой знает, что Россельхознадзор и ФТС увеличат число инспекторов на пунктах пропуска автомобилей.

«С учетом ожидаемой сверхприбыли [от ввоза товаров через Белоруссию] сложно предположить, что товары через лесные тропы не хлынут сюда, — говорит человек, близкий к импортеру мясной продукции. — Бизнес по переупаковке имеет такую рентабельность, что люди, особенно имеющие доступ к власти, наверняка попробуют его организовать». После заявлений Лукашенко все понимают, что попытки пройти через таможенные посты Белоруссии и Казахстана не порицаются минимум в одной стране союза, констатирует владелец крупной продовольственной компании.

Присоединиться к обсуждению
Информационное общество и медиа
Политика