Россия и Китай подписали меморандум о сотрудничестве при строительстве ВСМ Москва-Казань

Минтранс России, госкомитет Китая по развитию и реформе, РЖД и China Railway (китайская государственная компания, оператор национальной сети железных дорог) подписали меморандум о сотрудничестве по возведению ВСМ Москва-Казань.

Протяженность пилотной линии ВСМ Москва – Казань составит 770 км, она пройдет по территории 7 субъектов России, общая численность населения которых превышает 25 млн человек. Проект предусматривает 15 остановок, в том числе в Москве, Владимире, Нижнем Новгороде, Чебоксарах и Казани.

Время в пути от Москвы до Казани по ВСМ составит 3,5 часа. Ежегодный пассажиропоток в первые годы эксплуатации линии оценивается в 10,5 млн человек.

Для разработки проекта ВСМ РЖД выбрала исполнителя – консорциум проектных компаний: ОАО "Мосгипротранс", ОАО "Нижегородметропроект" и CREEC (China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd.).

Участники консорциума

Мосгипротранс проектировал крупнейшие инфраструктурные проекты, реализованные на территории России: БАМ, АЯМ, многие железнодорожные линии, мосты, вокзалы и другие объекты. Среди работ института также проектирование участка Москва – Крюково (четвертый главный путь Октябрьской железной дороги), разработка норм высокоскоростного (более 250 км/ч) движения пассажирских поездов в России, генеральная схема развития Московского железнодорожного узла, проекты реконструкции и строительства крупнейших в стране железнодорожных узлов.

Компания CREEC, ранее являвшаяся государственным проектным институтом, - одно из крупнейших инженерных предприятий Китая - осуществляет деятельность в области железных и автомобильных дорог, городских железнодорожных перевозок, коммунального хозяйства, многоэтажного строительства, портовых операций, геотехнических исследований, изысканий, научных исследований, управления проектами, технологического надзора, инвестиций и финансирования, строительства, подготовки к промышленному производству и международного предпринимательства. CREEC спроектировала свыше 4,7 тыс. железнодорожных путей для движения со скоростью до 200 км/ч, 2,5 тыс. км железнодорожных путей для движения со скоростью до 250 км/ч и 1 тыс. км железнодорожных путей для движения со скоростью до 350 км/ч.

Нижегородметропроект участвовал в разработке проектов метрополитена в Нижнем Новгороде, Самаре, Казани и ряда других современных инфраструктурных объектов - например, совмещенного (автомобильного и железнодорожного) мостового перехода через Оку.

Срок выполнения работ – 2015-2016 годы, сумма контракта - 20 млрд рублей.

ГЧП в форме концессии

Проект ВСМ будет реализовываться на основе государственно-частного партнерства в форме концессии. Для этого будет создана совместная spv-компания, распределение долей в ней пока не оговорено, но ключевые вопросы должны решаться акционерами единогласно - в марте представители РЖД говорили, что обсуждали предложение от China Railway о создании spv на паритетной основе.

Меморандум, подписанный министерством транспорта РФ, государственным комитетом Китая по развитию и реформе, РЖД и China Railway, содержит базовые параметры сотрудничества - ключевые суммы инвестиций и основные обязательства сторон, при этом конкретные детали придется согласовать и включить в концессионное соглашение до конца года.

По словам собеседника издания, в рамках меморандума российская сторона согласилась на использование в ВСМ китайских технологий и оборудования. Вместе с тем стороны оговорили возможность локализации технологий и производства оборудования, правда, подробных параметров пока не прописано.

Объем инвестиций китайской стороны пока не уточняется. 52 млрд рублей будут внесены китайцами в уставный капитал spv, также на проект предоставят китайские кредиты на 250 млрд рублей в долларах или юанях.

Вице-премьер Аркадий Дворкович убедил  китайских партнеров выделить еще 52 млрд рублей, но это зависит от госгарантий РФ.

Меморандум предполагает и предоставление Россией госгарантий для spv "в форме платы, зафиксированной в концессионном соглашении".

На брифинге по итогам подписания меморандума Путин отметил, что "китайская сторона согласилась инвестировать порядка 300 млрд рублей" в ВСМ Москва-Казань.

В свою очередь в сообщении, опубликованном на сайте правительства РФ, линия названа "приоритетным проектом евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва-Пекин".

 

Присоединиться к обсуждению
Информационное общество и медиа
Политика