Антимонопольная служба внесла в правительство законопроект о регулировании тарифов

Спустя три года после ликвидации Федеральной службы по тарифам и передачи ее функций Федеральной антимонопольной службе (ФАС) ФАС разработала новый единый закон о тарифах. На прошлой неделе его согласованная версия была внесена в правительство, говорится в письме замруководителя ФАС Сергея Пузыревского («Ведомости» ознакомились с копией, подлинность подтвердил федеральный чиновник). Прошлая версия проекта подверглась критике как бизнеса, так и чиновников, сообщал «Коммерсантъ».

Цель проекта – унифицировать разрозненные правила регулирования цен (тарифов) в разных отраслях. Законопроект подробно описывает установление тарифов, при этом приоритет предлагается отдать методу сравнительного анализа, т. е. сравнению расходов компаний на регулируемый вид деятельности в аналогичной сфере, а также рынках взаимозаменяемых товаров. Тариф должен учитывать амортизацию основных средств. Сейчас такого источника собственных средств для финансирования инвестпрограмм у большинства предприятий нет, говорит представитель ФАС. Сами тарифы ФАС предлагает принимать на пять лет (сейчас они ежегодно пересматриваются), а также дать право местным властям и предприятиям оспаривать тариф и ввести госконтроль за ними, предоставив представителям регулирующего органа право беспрепятственно получать информацию от госорганов, местных властей и субъектов естественных монополий.

Предыдущая версия законопроекта ФАС не нашла поддержки у многих госорганов. На совещании рабочей группы по тарифному регулированию 6 ноября его не поддержали (Минстрой) или заявили о необходимости доработать (Минэнерго, Минтранс, Минсвязи, «Росатом»), следует из протокола совещания («Ведомости» ознакомились с копией). Минтранс переадресовал вопросы ФАС. Представители Минсвязи, Минстроя, «Росатома», «Газпрома» не ответили на запросы «Ведомостей». Минэнерго изучает законопроект, сказал его представитель. Представитель РЖДотказался от комментариев.

Бизнес же, подпадающий под регулирование законопроекта, с его новой версией по-прежнему не согласен. Документ не учитывает сложившуюся отраслевую специфику, кроме того, в сферу его регулирования включаются отношения, не входящие в сферу естественных монополий и имеющие другое регулирование, говорит представитель «Ростелекома» Андрей Поляков, это может создать неоднозначную практику и увеличить число судебных споров. «Рынок домашней телефонии на текущий момент является высококонкурентным и не нуждается в дополнительном регулировании», – сказала представитель МГТС Татьяна Мартьянова.

Введение тарифного регулирования на рынках, не относящихся к естественным монополиям, приведет к неизбежному сворачиванию конкуренции из-за снижения привлекательности рынков, добавляет представитель «Транснефти».

Среди других претензий – отсутствие инвестиционных надбавок к тарифу (устанавливаются для строительства новой или расширения существующей инфраструктуры), предельный индекс роста цен (тарифов), возможности пересмотра тарифа и др. А общие правила утверждения и контроля исполнения инвестпрограмм для обоснования расходов при определении тарифов «Транснефть» и вовсе считает лишней мерой. Инвестиционная деятельность регулируется другими нормативными актами, из-за чего могут возникнуть противоречия между законами. Наделение же регулирующих органов неограниченными полномочиями для получения информации и доступа к документам может привести к нарушениям прав, свобод и экономических интересов компаний, считает «Транснефть».

«Россети» согласны с принципом долгосрочного тарифа. Его применение для сетевого комплекса группы с ежегодной индексацией по формуле «инфляция минус 0,1%» на основе заключения тарифных договоров и применения эталонных затрат выгодно всем, считает заместитель директора по экономике компании Павел Гребцов. Долгосрочные тарифы устраняют субъективный подход при принятии тарифов и гармонизируют экономические условия компаний в регионах, говорит он.

Но проект не решает проблему создания инвестиционной привлекательности отраслей для обеспечения устойчивой работы и развития инфраструктуры, отмечает представитель ассоциации «Сообщество производителей энергии». Он не только не предусматривает создание инвестиционной привлекательности, а, наоборот, вводит новые ограничения – целевое назначение использования амортизации, сокращение предпринимательской прибыли, исключение возможности выбора метода тарифного регулирования, ограничения по сохранению экономии своих расходов, перечисляет он. Проект не решает и существующих проблем тарифного регулирования – отсутствия прозрачности, избыточности внешнего контроля, излишней бюрократизации принятия тарифа, отсутствия стимулов для инвестиций, – а только усугубляет их, заключает представитель ассоциации.

Присоединиться к обсуждению
Информационное общество и медиа
Политика