О ценах не спорят

Правительство и крупнейшие нефтекомпании наконец подписали соглашение о сдерживании роста цен на бензин и дизельное топливо во втором квартале (апрель-июнь), сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Козак. Однако так и не определены параметры этого соглашения: каковы требования по поставкам топлива на внутренний рынок, точно ли учтены решения по корректировке льгот компаниям и прочее. Ясно одно: за ростом цен на АЗС следить будут пристально.

Текущий формат соглашения начал действовать поздней весной 2018 года, но сначала он был больше похож на джентльменское соглашение: правительство согласилось тогда снизить ставки акцизов на бензин и дизель, а нефтяники взамен согласились заморозить стоимость топлива на сетевых АЗС.

0,4 процента составил рост цен на бензин с начала года при общей инфляции в среднем по стране на уровне 1,8 процента

К осени ситуация несколько дестабилизировалась, возникли риски очередного роста цен на топливо из-за высоких цен на нефть на мировом рынке, после чего уже было задокументировано соглашение между правительством и нефтяниками о заморозке мелкооптовых цен, повышении отгрузок топлива на внутренний рынок во избежание дефицита предложения и о заморозке розничных цен. В таком формате соглашение действовало до 31 марта этого года, оно предполагало также рост розничных цен максимум на 1,7 процента в январе из-за повышения ставки НДС и далее - в рамках общей инфляции.

К концу марта правительство решило, что соглашение надо продлить до июля, так как планируется введение квазилицензирования экспорта нефти и нефтепродуктов на территории Евразийского экономического союза (сам экспорт ограничен не будет, но у нефтяников появятся перманентные обязательства по поставкам на внутренний рынок). На период переговоров в рамках ЕАЭС соглашение по стабилизации цен должно стать страховкой для потребителя. Кроме того, несколько меняется формула расчета демпфера - механизма, позволяющего нефтяникам рассчитывать на топливные льготы при выполнении ряда условий.

По оценкам минфина, корректировка демпфера и продление соглашения - это стопроцентный повод для потребителя не беспокоиться о росте розничных цен. Пока что причин для беспокойства нет: Росстат сообщил, что потребительские цены на бензин в среднем по России в марте снизились на 0,1 процента к февралю, то есть почти не изменились, а с начала года рост составил 0,4 процента при общей инфляции 1,8 процента.

Сдерживание роста цен должно быть обосновано экономически. Решением задачи занят кабмин

Тем не менее сдерживание роста цен должно быть экономически обоснованным, чтобы не нарастали недовольства нефтекомпаний-поставщиков. Для этого правительство занимается корректировкой демпфирующего механизма, при котором если экспортные цены высоки, то производители получают компенсацию, если экспортные цены низки, то они сами доплачивают бюджету. Камень преткновения - источник полной компенсации выпадающих доходов бюджета при подобной формуле. Решение будет принято в ближайшее время, заверил на итоговой коллегии минэнерго глава ведомства Александр Новак. Речь идет о потенциальной "дыре" в объеме до 190 миллиардов рублей в 2019 году.

Присоединиться к обсуждению
Информационное общество и медиа
Политика