• Главная
  • Политика
  • Конституционное меньшинство. Как экспертная группа, собранная...

Конституционное меньшинство. Как экспертная группа, собранная Путиным, работает над поправками в основной закон страны

Богдан Безпалько, замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова:

После первого установочного заседания с участием Владимира Путина, где он осветил свои основные идеи, сопредседателями были избраны Клишас и Хабриева, и группа сразу начала работать в стандартном формате дискуссии. Даже если некоторые предложения не были сформулированы юридически корректно, сопредседатели все равно их учитывали. Например, Светлана Горячая, замруководителя думской фракции «Справедливой России», предложила добавить к поправке о социальных гарантиях фразу «обеспечить достойный уровень». Но «достойный уровень» — понятие очень размытое. Это денежная сумма, какой-то набор? Непонятно. Так и работаем. Единственное, что нам нельзя, — вносить поправки в первую, вторую и девятую статьи Конституции. Хотя чисто теоретически можно предложить изменить и их. 

Каждый из членов группы выступает в роли некоего коллектора, к которому стекаются предложения от всех заинтересованных лиц: групп граждан, неправительственных и общественных организаций. Насколько я понимаю, наша задача — собрать максимальное количество предложений и передать их президенту и Федеральному собранию. О сроках говорить сложно, но работа интенсифицируется, то есть работать надо все больше, причем бесплатно.

Елена Альшанская, руководитель БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам»:

Участие в рабочей группе принимают и люди, ответственные за составление Конституции 1993 года, они консультируют нас по многим вопросам. Сейчас идет широкое обсуждение не только конкретных предложений, но и в целом представлений о процессе внесения конституционных поправок. Большую часть времени мы говорим об организации нашей работы, с учетом того факта, что президент уже внес поправки на рассмотрение в Госдуму. Складывается ситуация, когда разные люди с совершенно разной степенью включенности в процесс могут свободно выступать со своими инициативами: конкретными предложениями, юридическими и историческими вводными, кто-то пытается внести поправки к поправкам, а кто-то — изменить формат наших заседаний.

Также есть отдельный костяк юристов, которые будут встречаться отдельно от основной рабочей группы. Но обсуждать таблицы поправок, которые они составили, мы будем все вместе, а на данном этапе мы собираем все предложения к уже опубликованным поправкам, либо любые предложения вне этих поправок, за исключением 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции. Позже юристы сделают некую сводку по всем нашим предложениям. 

В любом случае, сейчас идет обсуждение уже существующего текста, который внесли на рассмотрение в Госдуму. И, будем надеяться, на основе наших предложений законопроект как-то будет видоизменяться. Например, я с коллегами предлагаю внести дополнение в поправки о статусе местных самоуправлений. Но как-то гарантировать, что мои предложения будут приняты или хотя бы услышаны, я не могу.

Лидия Михеева, секретарь Общественной палаты РФ, руководитель ФГБНУ:

Пока что мы с коллегами свели в одну таблицу все предложения по тематическим блокам. Позже мы будем формулировать их в юридически корректной форме. Только на последнем заседании 20 человек высказали свои инициативы, однако некоторые члены группы решили, что не будут вносить свои предложения, пока не проконсультируются со своими, сторонними экспертами. Из-за этого даже началась обширная дискуссия — относительно того, кого привлекать, кто годен для этой цели. Но в итоге решили, что каждому будет позволено пообщаться со своими экспертами и скорректировать свою позицию к следующему заседанию.

Также представитель организации «Волонтеры Победы» говорила о необходимости отразить в преамбуле к Конституции недопустимость искажения истории. Но перед тем, как обсуждать подобные инициативы, мы должны обсудить с экспертами и специалистами по конституционному праву, можно ли вообще изменять преамбулу, ведь девятая глава Конституции, посвященная конституционным поправкам и пересмотру Конституции, напрямую преамбулу не упоминает.

Хочу отметить, что любой гражданин может прислать в Общественную палату свои предложения по поправкам в Конституцию. 29 января мы соберем специальную группу, чтобы с этими предложениями ознакомиться.

Юлия Оглоблина, член Общественной палаты, председатель «Российского союза сельской молодежи»:

Рабочая группа изначально договорилась в первую очередь сконцентрироваться на тех поправках, которые озвучил президент в своем послании. Озвученные президентом идеи ни у кого из нас не вызывают сомнения. Только если по точности формулировок. Также есть ряд предложений перенести некоторые статьи в другие разделы. 

Лично меня из проекта поправок больше всего интересует тема статуса муниципальных образований. Президент отметил, что большая часть проблем в здравоохранении, образовании и других важных сферах жизни появляется из-за разрыва между государственной и муниципальной властью. Раздельность и запутанность полномочий отрицательно сказывается на людях, мы постоянно это ощущаем, работая с сельской молодежью. Вместе с Общероссийским народным фронтом мы реализуем проект «Село. Территория развития», в рамках которого проводим мониторинги исполнения нацпроектов. На их реализацию выделяются средства из федерального бюджета, но зачастую процесс тормозится на муниципальном уровне, помощь не доходит до сельских территорий. Поэтому с закреплением в Конституции РФ принципа единой публичной власти мы сможем выстроить эффективное взаимодействие между муниципальными и государственными органами. Это в том числе укрепит полномочия местного самоуправления. Сейчас мы собираем предложения, планируем выезды в регионы для обсуждения этой темы. После я представлю позицию рабочей группе.

Ярослав Нилов, председатель комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов, замруководителя фракции ЛДПР:

На последнем заседании я обратил внимание, что один из наиболее часто задаваемых вопросов: «Почему уже после внесения законопроекта о поправках президентом предлагается обсудить все инициативы с гражданами?» Ответ очевиден: у нас правовое государство, и любые подобные мероприятия должны проводиться в соответствии с законом. Учитывая, что изменения вносятся в главы с 3-й по 8-ю, то, в соответствии с Конституцией, поправки в эти статьи вносятся федеральными конституционными законами, поэтому референдум в данном случае не может использоваться как метод волеизъявления, так как поправки не касаются 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции. Поэтому президент предложил обсудить поправки в форме всенародного голосования. То есть только когда закон вступит в силу, в том числе с учетом переходных положений, тогда и появятся правовые основания для проведения всенародного голосования.  

Я как человек с активной гражданской позицией считаю, что все россияне должны принять участие в этом голосовании. Мы должны мотивировать граждан, создать комфортные и понятные условия, дать людям понять, что вносятся изменения в основной закон страны и что наше будущее напрямую зависит от отношения граждан к этим изменениям.

Я предложил провести голосование в будний день, чтобы не занимать выходные. И предложил позволить голосовать на любом избирательном участке: для этого нужно использовать известные технологии, например, после того как человек проголосовал, ставить в его паспорт специальный временный штамп, исчезающий через 4 дня, чтобы предотвратить потенциальную возможность голосовать два раза. Звучали и предложения дать регионам самостоятельно определить формат голосования, обсуждали вопрос организации голосования в консульских учреждениях за рубежом.

У нас запланирована встреча с президентом, на которой мы должны будем отчитаться о результатах нашей деятельности. Кроме этого, многие депутаты планируют отправиться в регионы. Я, например, на следующей неделе буду в Смоленской области, в Ненецком округе, где проведу встречи с депутатским корпусом, Общественной палатой и представителями партии ЛДПР.

Присоединиться к обсуждению
Информационное общество и медиа
Политика