«Нет транспортной доступности — хоть там золотом все увешай — там жить никто не будет»

Александр Мишарин

Александр Мишарин

Система скоростных поездов  в России пока развита слабо: «Сапсаны» ходят только по маршрутам Москва-Петербург и Москва –Нижний Новгород.

Для сравнения: первая в мире ВСМ была построена в Японии еще в начале 60-х. Она соединила Токио с Осакой, и через три года начала приносить прибыль, а через семь лет полностью окупила себя. Позже ВСМ стали появляться в Европе, но лидером в этой области сегодня является Китай.

Для России с ее огромными расстояниями тема запуска ВСМ сейчас особенно актуальна. По словам Александра Мишарина, первого вице-президента РЖД, гендиректора ОАО «Скоростные магистрали», скоростной поезд идет с остановками через 50-70 километров, он это расстояние проходит примерно за 15 минут.

«На самом деле, человеку неважно, сколько километров, важно, сколько времени мы будем тратить на эту поездку. И исходя из этого, мы уже принимаем решение: комфортно оно, или не комфортно, поедем мы, или не поедем. Исходя из нее, мы выбираем и место жизни. Если сегодня есть хорошая транспортная доступность, там дороже жилье, там комфортнее жизнь, туда все и стремятся. Нет транспортной доступности — хоть там золотом все увешай — там жить никто не будет», — сказал Мишарин.

На сегодняшний день в России есть планы строительства ВСМ протяженностью 4200 км. Высокоскоростные магистрали свяжут российские города: это Москва – Санкт-Петербург, Москва – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург с подключением Перми, Уфы и Челябинска. И Москва – Ростов-на-Дону – Адлер с возможным ответвлением в  Крым.

Они охватят территории, на которых живет сегодня почти 100 млн человек, или 2/3 всего населения страны.

Посчитаны финансово-экономические показатели каждого направления, возможные пассажиропотоки, получаемый эффект для государства, в том числе за счет ускорения перевозок и появления так называемых агломерационных эффектов, связанных с выравниванием уровня жизни регионов. И эти расчеты показывает, что направление как раз на Нижний Новгород,  Казань и Урал сегодня является самым эффективным, подчеркнул Александр Мишарин.

Реализация проекта ВСМ Москва – Казань по плану займет 5 лет. Большой интерес к проекту проявляют иностранные компании. По словам Мишарина, «в  Германии создано специальное объединение под названием «Немецкая инициатива», куда объединились 11 крупнейших компаний, включая немецкие железные дороги, Siemens, Deutsche Bank. Активно участвует, например, Siemens в разработке концепции нового поезда — это новое поколение «Сапсанов», которые будут производиться на территории Российской Федерации, на заводе, построенном на Урале — Синара-Сименс, «Уральские локомотивы». Активно продолжают работу французские компании. Мы ведем сегодня сотрудничество и совместную работу с компаниями Китая, которые имеют колоссальный опыт реализации таких проектов. Китай построил более уже 10-и тысяч километров высокоскоростных железных дорог, и продолжает это строительство. Для таких проектов, конечно, те технологии, которые используются сегодня на Западе или в Азии, должны быть применены у нас».

«На каждый рубль, вложенный в ВСМ, другие отрасли экономики получают полтора рубля»

На этапе проектирования потребуется 20 млрд рублей, из них 6 млрд рублей в этом году, остальные – в следующем или в начале 2016 года.

Общая стоимость проекта ВСМ Москва – Казань оценивается в 1 трлн рублей.

«Сегодня подтверждены расчеты Минэкономразвития, которые показывают, что реализация ВСМ имеет наибольший мультипликатор 1,46, то есть на каждый рубль, вложенный в ВСМ, другие отрасли экономики получают полтора рубля. Еще больший эффект возникает на стадии эксплуатации: только за первые 10-11 лет государство получает дополнительный прирост валового внутреннего продукта более 11 трлн рублей, что, собственно, генерит дополнительные доходы бюджета более 3-х трлн. рублей. То есть, государство, вложив рубль, получает 10 обратно в течение первых 10-12 лет эксплуатации», — утверждает Мишарин.

Кто выиграет

Первый вице-президент РЖД, гендиректор ОАО «Скоростные магистрали» подчеркнул, что из 1,5 трлн мультипликативного эффекта более 250 млрд рублей приходится на сферу оптовой и розничной торговли, которая сегодня полностью практически состоит из малого и среднего бизнеса. «Любое крупное машиностроительное предприятие заказывает сотни или тысячи наименований различной продукции и комплектующих, доля в которой и среднего и малого бизнеса велика. Любой строительный бизнес – это ж не только стройка, это как раз возможность участи на субподряде различных компаний», — сказал он.

Что получат потребители? Во-первых, «межрегиональное метро». «Мы не можем представить жизнь крупных городов, развитой территории, без высокоскоростного железнодорожного транспорта. Потому что транспорт, который движется со скоростью 250-350 км/ч, сегодня в России отсутствует. И это вызывает большие транспортные сложности для людей, живущих на расстоянии 150 – 200 – 600 км. По сути дела, эти расстояния сокращаются в разы, в часах если говорить. И происходит объединение: Москва с Нижним Новгородом, с Владимиром, Нижний Новгород — с Казанью, с Чебоксарами. То есть, становится единое пространство для жизни. Вот это как раз дает наибольший эффект», — говорит Мишарин.

Во-вторых, люди станут более мобильными. Так же как жители Турина приезжают на работу в Милан, многие жители Владимира будут ежедневно ездить в Москву, тратя на дорогу в один конец меньше часа – вместо сегодняшних 2,5 часов. 

Подавляющее большинство жителей регионов, через которые пройдет ВСМ Москва – Казань, одобряют ее строительство. Согласно февральскому опросу ВЦИОМ, проект поддержали 85% респондентов.

Присоединиться к обсуждению
Информационное общество и медиа
Политика